Смекни!
smekni.com

Правовой режим коммерческой тайны (стр. 5 из 14)

Итак, субъектами права на коммерческую тайну являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Физические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью с момента их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

В соответствии с таким признаком предпринимательской деятельности как «систематическое получение прибыли» все юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ, коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Пункт 2 ст. 50 определяет организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и некоммерческие организации, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и только такую предпринимательскую деятельность, которая соответствует этим целям. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Например, федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года[64], помимо организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных ГК РФ, предусматривает такие формы как некоммерческое партнёрство, автономная некоммерческая организация. Кроме того, п. 44 ст. 50 ГК РФ предусматривает возможность объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций (союзов), которые также являются разновидностью некоммерческих организаций. При этом, такие ассоциации (союзы) вообще не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (ст 121 ГК РФ, ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). Соответственно, они не могут являться субъектами права на коммерческую тайну.

Таким образом, круг субъектов права на коммерческую тайну составляют:

· граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

· коммерческие организации;

· некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых они были созданы и соответствующую этим целям (за исключением тех некоммерческих организаций, которым законом не предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность).

В зарубежном законодательстве субъектами права на коммерческую тайну также признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Так, например, в соответствии с § 90 Германского Торгового уложения 1897 года[65], обладателем коммерческих и производственных секретов является предприниматель. При этом, к коммерческим и производственным секретам относятся коммерческие замыслы, коммерческие цели фирмы, предмет и результаты заседаний органов управления фирмы, размеры и условия банковских кредитов, расчёты цен, балансы и бухгалтерские книги, негласные компаньоны товариществ, компьютерные программы, списки представителей или посредников, картотеки клиентов и т.д.[66]

5. Содержание права на коммерческую тайну.

В соответствии с положениями общей теории права, любое субъективное право представляет собой комбинацию трёх правомочий:

1) правомочия на собственные действия,

2) правомочия требования от обязанного лица исполнения лежащей на нём обязанности,

3) правомочия на защиту, выражающегося в возможности обращения к компетентным органам для применения мер государственного принуждения в случае нарушения субъективного права.[67]

в последнее время всё большее распространение получает точка зрения, согласно которой правомочие на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право, появляющееся у обладателя регулятивного права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего и реализуется в рамках возникающего при этом охранительного правоотношения.[68] Эта позиция представляется более справедливой, поскольку в соответствии с ней предметом защиты являются не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы.[69] Во многих случаях посягательство на коммерческую тайну влечёт за собой прекращение коммерческой тайны как объекта гражданских прав и, в лучшем случае, речь может идти только о защите имущественных интересов владельца коммерческой тайны, выражающихся, например, в возмещении убытков.

Круг правомочий на собственные действия обладателя коммерческой тайны достаточно разнообразен.

В первую очередь, сюда относится возможность принятия мер, направленных на сохранение конфиденциальности информации.[70] Специфика коммерческой тайны в том, что это право одновременно является и обязанностью, поскольку от наличия или отсутствия таких мер зависит и сама возможность защиты информации, составляющей коммерческую тайну. круг этих мер достаточно широк и будет рассмотрен далее, в главе, посвящённой признакам коммерческой тайны.

Далее, в круг правомочий на собственные действия входит право пользования охраняемой коммерческой информацией. в литературе под правом пользования понимается возможность осуществления таких действий как:

· «обработка информации и получение на основе исходной информации итоговой информации;

· использование информации при составлении бизнес-планов, инвестиционных проектов;

· использование информации при принятии решений о заключении договоров, о форме платежей, о вступлении в качестве членов, пайщиков в другие организации.

Технические разработки воплощаются в готовую продукцию, на их основе создаются новые изделия, производится замена технологий, совершенствуется производство в целом».[71]

Таким образом, под правом пользования информацией, составляющей коммерческую тайну, можно возможность совершения любых действий, осуществляемых владельцем коммерческой тайны по её использованию и применению в своей хозяйственной деятельности.

Владельцу коммерческой тайны, далее, принадлежит право распространять информацию. Право распространять информацию – это предоставление доступа к информации третьим лицам различными способами.[72] Как правило, это происходит путём передачи права пользования информацией на основе лицензионных соглашений, имеющих как исключительный, так и неисключительный характер. Лицензионные договоры подобного рода не имеют законодательного закрепления и в литературе обычно рассматриваются как договоры sui generis, особого рода, имеющие общие черты с договорами купли-продажи, аренды.[73] Предметом таких договоров являются технологические секреты, управленческий, финансовый и производственный опыт, представляющие большую коммерческую ценность.[74] В таких договорах особое внимание уделяется условиям о конфиденциальности, поскольку от этого зависит судьба коммерческой тайны, защищённость имущественных интересов обеих сторон.

Право распространения информации может быть реализовано также путём предоставления прав на использование информации по договору коммерческой концессии. В соответствии со ст. 1027 ГК РФ, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель), обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение … право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право … на охраняемую коммерческую информацию. Приведённое положение, правда, нуждается в уточнении: право на охраняемую коммерческую информацию, если речь идёт о коммерческой тайне, не является исключительным правом, поэтому редакция п. 1 ст. 1027 представляется не совсем точной.

Наконец, обладателю коммерческой тайны принадлежит право распоряжения принадлежащей ему конфиденциальной информацией. Это может выражаться как в прекращении режима секретности этой информации – обладатель коммерческой тайны вправе в любой момент раскрывать перед публикой те сведения, которые составляли коммерческую тайну, если при этом не нарушаются права третьих лиц[75], что влечёт за собой прекращение существования коммерческой тайны как объекта прав. Также, обладатель коммерческой тайны может в любое время уничтожить принадлежащую ему информацию: путём уничтожения документов, материальных носителей, на которых эта информация зафиксирована и т.д.