Смекни!
smekni.com

Правовой режим коммерческой тайны (стр. 6 из 14)

Вторую сторону права на информацию составляет правомочие требования от третьих лиц воздержания от незаконного завладения информацией, составляющей коммерческую тайну.[76] В этом правомочии проявляется ещё одна специфика прав обладателя коммерческой тайны: в соответствии с частью второй статьи 139 ГК РФ, защита предоставляется только от завладения информации незаконными методами. Если информация будет получена третьими лицами законным образом, они не будут считаться нарушителями прав обладателя коммерческой тайны. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в главе, посвящённой защите прав обладателя коммерческой тайны.

.


6. Соотношение служебной и коммерческой тайны.

Вопрос о соотношении служебной и коммерческой тайны имеет достаточно большое практическое значение, поскольку ГК РФ в статье 139 оперирует этими двумя понятиями, не раскрывая, в чём их отличие.

В отличие от субъектов права на коммерческую тайну, которыми в литературе единодушно признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, по поводу субъектов права на служебную тайну такого единства мнений не наблюдается. Так, например, по мнению Г. Отнюковой, к субъектам права на служебную тайну следует также относить лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.[77] При этом, по её мнению, к служебной тайне относятся сведения, которые обычно не являются предметом самостоятельных сделок, но разглашение которых может принести имущественный ущерб организации и вред её деловой репутации, как то:

· сведения о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);

· сведения о структуре управления производством, методика обучения персоналом;

· сведения об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги;

· сведения об источниках финансирования;

· сведения о заключённых сделках и т.д.[78]

Согласно другой точке зрения, субъектами права на служебную тайну обладают органы государственной власти и государственного управления, а также органы местного самоуправления[79]

Среди сторонников данной точке зрения не наблюдается также единства мнений по поводу того, какие сведения следует относить к служебной тайне. Так, по мнению авторов научно-практического комментария к части первой ГК РФ, служебной тайной являются сведения "о тайне усыновления, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т.д., полученные работниками соответствующих учреждений в результате выполнения ими своих трудовых функций".[80] Наконец, есть точка зрения, согласно которой служебная тайна относится к сфере публичного права и включает в себя информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.[81]

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», к служебной тайне относятся «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации и федеральными законами».

Таким образом, субъектами права на служебную тайну являются различные органы государственной власти.

Исходя из положений данного Указа, следует признать неверной точку зрения авторов научно-практического комментария к ГК РФ. Так, приводимые ими в качестве примера служебной тайны сведения относятся не к служебной, а к профессиональной тайне. В соответствии с п. 4 данного Указа, к профессиональной тайне относятся сведения, «связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д.).

Также, следует не согласиться с Г. Отнюковой, поскольку данным Указом субъектами права на служебную тайну являются органы государственной власти, а не лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

На основании вышеизложенного следует признать соответствующей точку зрения, согласно которой служебная тайна относится к сфере публичного права и включает в себя информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций. Примером служебной тайны, по всей видимости, можно считать налоговую тайну, предусмотренную ст. 102 Налогового кодекса РФ. В соответствии с этой статьёй, налоговую тайну составляют любые, полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (в том числе производственная или коммерческая тайна налогоплательщика), за исключением сведений:

· разглашённых налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия,

· об идентификационном номере налогоплательщика,

· об уставном фонде (уставном капитале) налогоплательщика,

· о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения,

· предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств (в части предоставления этим органам).

В связи с этим вызывает сомнения обоснованность распространения на информацию, составляющую служебную тайну, правового режима коммерческой тайны. Как представляется, в готовящемся проекте закона «О служебной тайне»[82] следует подробнее определить правовой режим информации, составляющей служебную тайну, а также перечень сведений, которые могут рассматриваться в качестве таковой.

7. Признаки коммерческой тайны.

в соответствии со статьёй 139 ГК РФ, информация, чтобы считаться коммерческой тайной, должна соответствовать одновременно следующим трём признакам:

· информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам,

· к ней нет доступа на законном основании,

· обладатель информации принимает меры по охране её конфиденциальности.

Рассмотрим подробнее перечисленные критерии охраноспособности.

1. Коммерческая ценность информации.

В соответствии со ст. 139 ГК, информация, для того, чтобы она могла считаться коммерческой тайной, должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам. Этот критерий может быть рассмотрен под различными углами зрения.

Во-первых, под коммерческой ценностью в литературе понимается способность информации быть объектом рыночного оборота.[83]

Во-вторых, к коммерческой тайне относится информация, использование которой предоставляет её обладателю определённые экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Коммерческая ценность в этом случае может выражаться в получении прибыли от реализации продукции, произведённой с использованием секретных технологий, от расширения рынков сбыта и т.п. Если же информация не представляет для её обладателя экономической ценности, она не может считаться коммерческой тайной. Как отмечается в литературе: «в отношении сохранения тайны должно быть наличие оправданного экономического интереса».[84] На наличие экономической заинтересованности указывалось ещё в литературе начала ХХ века. Так, В. Розенберг писал: «Охрана тайны допустима постольку, поскольку с сохранением тайны сопряжён какой-либо защищаемый правом интерес. в сфере промышленной тайны этот интерес имеет характер имущественного».[85]

В третьих, к коммерческой тайне относятся сведения, представляющие интерес для третьих лиц, которые могли бы получить определённую выгоду, если бы они этой информацией обладали (при этом, под третьими лицами в данном случае следует понимать только лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку именно они, во-первых, являются субъектами права на коммерческую тайну, а во-вторых, могут получить экономическую выгоду от получения или использования такой информации). Хотя это условие может выполняться не всегда. Например, какая-то технология настолько сложна и требует таких уникальных условий производства, что фактически лицами иными, чем обладатель такой технологии, использоваться не может, а следовательно, никакой ценности для них не представляет. Однако было бы не правильным отказывать в признании за такой технологией статуса коммерческой тайны, поскольку она представляет несомненную экономическую ценность для её обладателя, кроме того, такая технология представляет для конкурентов её обладателя потенциальную коммерческую ценность.