Смекни!
smekni.com

Ф. Энгельс (стр. 2 из 6)

Далее Энгельс начинает говорить о системах родства, которые в дальнейшем приводят к образованию родов, затем племён, а потом и народов, ссылаясь на системы родства в различных уголках нашей планеты, анализируя их и приводя примеры, он пытается доказать и обосновать свои взгляды на происхождение семьи и перехода её к нынешнему состоянию, а также, на основе этого, далее он начинает доказывать свои взгляды и на происхождение прочих институтов, которые он указывает в названии своей работы. Когда Энгельс пишет о происхождении семьи, он упоминает мнение Моргана на этот счёт: «Семья», – говорит Морган, – «активное начало; она никогда не останется неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей. Напротив системы родства пассивны; лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный за это время семьёй, и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда семья уже радикально изменилась» … «И точно также, – добавляет Маркс, – обстоит дело с политическими, религиозными системами вообще». Я заострил внимание на этих цитатах из его работы потому, что именно на них строятся все дальнейшие исследования Энгельса. Поскольку далее он пишет: «В то время как семья продолжает развиваться, система родства окостеневает, и пока последняя продолжает существовать в силу привычки, семья перерастает её рамки. Но с такой же уверенностью, с какой Кювье по найденной около Парижа сумчатой кости скелета животного мог заключить, что этот скелет принадлежал сумчатому животному и что там когда - то жили вымершие сумчатые животные, – с такой же достоверностью мы по исторически дошедшей до нас системе родства заключить, что существовала соответствующая ей вымершая форма семьи». – то тем самым он доказывает, что он соглашается с приведёнными им цитатами и все дальнейшие свои исследования в области семьи строит именно на этом принципе, а добавляя мнение Маркса на вопросы связанные с возникновением прочих институтов, он доказывает, что и в других исследованиях, связанных с его работой он опирается именно на этот принцип. Приводя в своей работе лишь несколько примеров возникновения семьи и опираясь на это принцип исследования, он и строит свои дальнейшие исследования и доказательства.

Я считаю, что, опираясь на данный принцип в исследованиях, связанных с семьёй, он делает, в общем, правильные выводы относительно её появления. Но при этом он слишком утрирует значение социального равенства в обществе, что в дальнейшем приводит его к ошибочным, слишком радикальным выводам в отношении частной собственности и государства.

Итак, в отношении семьи Энгельс выделяет несколько основных её форм. Вот эти формы:

1. Беспорядочные половые отношения (относящиеся к тому периоду, который называется низшей ступенью Дикости, от которого в наше время не осталось и следа или как пишет Энгельс – она «…относится к столь отдалённой эпохе, что едва ли можно рассчитывать найти среди социальных ископаемых, у отставших в своём развитии дикарей, прямые доказательства её существования в прошлом».

2. Групповой брак – брак, который заключался с рождения между всеми мужчинами и женщинами племени, включая братьев, сестёр, а также родителей и их детей. Такая форма брака относится к значительно более позднему периоду времени.

3. Кровнородственная форма семьи – исключает половую связь между родителями и детьми, но не между всеми остальными мужчинами и женщинами, а в остальном все по прежнему в равной степени являются между собой мужьями и женами.

4. Далее групповой брак продолжает своё существование в виде пуналуальной формы семьи, которая исключает не только половые отношения между родителями и их детьми, но и между всеми братьями и сёстрами по материнской линии, однако за этими исключениями также не запрещающие половые отношения, а следовательно и групповой брак между всеми остальными, в конце концов это закончилось запрещением браков для детей, внуков и правнуков родных братьев и сестёр. «Это служит, по мнению Моргана: «прекрасной иллюстрацией того, как действует принцип естественного отбора».

5. Парная семья – возникла уже во время существования группового брака и является «…соединением отдельных пар на более или менее продолжительный срок…» (сначала мужчина имел главную жену среди многих своих жен и он был для неё главным мужем среди прочих её мужей). Постепенно парная семья вытесняет групповой брак в связи со всё более и более растущим числом запретов на браки между родственниками и их запутанностью. Постепенно групповой брак становится невозможным.

6. Моногамная семья – возникает из парной семьи, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства, а её окончательная победа явилась одним из признаков наступления эпохи цивилизации. «Она основана на господстве мужа с определённо выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определённого отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом». Данная форма брака отличается от парного тем, что у неё большая прочность брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию одной из сторон. Теперь уже, как правило, только муж может их расторгнуть и отвергнуть свою жену. Как следствие появления моногамного брака является гетеризм.

По заключению Энгельса мы имеем ТРИ главные формы брака, все они подчёркнуты выше, это те формы брака, которые соответствуют ТРЁМ основным этапам развития человечества. Итак, первой такой формой является групповой брак, соответствующий эпохе Дикости, второй – является парный брак, соответствующий эпохе Варварства и, наконец, третьей формой является моногамия, «…дополняемая нарушением супружеской верности и проституцией. Между парным браком и моногамией на высшей ступени Варварства вклинивается господство мужчин над рабынями и многоженство».

Данное заключение не было бы полным, если бы мы не упомянули о том, что в начале развития в семье господствовало материнское право и лишь при переходе к цивилизации оно утрачивает своё значение. Это связано, по мнению Энгельса, с появлением частной собственности владельцем, которой являлся мужчина, так как именно он являлся кормильцем семьи, добытчиком средств к существованию для неё и возникновением моногамии. А женщина постепенно утрачивала своё первоначальное положение в доме, поскольку она уже не являлась единственно возможным человеком, через которого можно было бы определить принадлежность ребёнка к тому или иному роду. Это давало мужчинам преимущества перед женщинами и возможность теперь передавать своё нажитое имущество наследникам по мужской линии с относительной уверенностью в том, что оно не попадёт не в те руки. В этот период времени мы становимся свидетелями возникновения совершенно нового построения семейных отношений на основе патриархата.

Что касается родов, то поскольку они первоначально формируются из людей, поголовно всех связанных между собой узами брака от рождения, что соответствует форме группового брака, то они, следовательно, и развиваются одновременно и соответствуя с процессом развития семьи. Энгельс приводит в своей работе несколько примеров, совершенно не имеющих между собой связи, племён, в которых он рассматривает сложившиеся родственные отношения внутри них. Как пишет Энгельс в своей книге – «Морган доказал, что обозначенные именами животных родовые союзы внутри племени у американских индейцев по существу тождественны с genea греков и gentes римлян; что американская форма – первоначальная, а греко-римская – позднейшая, производная; что вся общественная организация греков и римлян древнейшей эпохи с её родом[1], фратрией[2] и племенем находит себе точную параллель в организации американо-индейской; что род представляет учреждение, общее для всех родов, вплоть до их вступления в эпоху цивилизации и даже ещё позднее…». Вот классический пример организации одного из таких родов[3]:

«… В этом племени[4] имеется восемь родов, носящих названия животных: 1) Волк, 2) Медведь, 3) Черепаха, 4) Бобр, 5) Олень, 6) Кулик, 7) Цапля, 8) Сокол. В каждом роде господствуют следующие обычаи:

1. Род выбирает своего сахема (старейшину для мирного времени) и вождя (военного предводителя). Сахем должен был избираться из состава самого рода, и его должность передавалась по наследству внутри рода, поскольку по освобождении она должна была немедленно снова замещаться; военного предводителя можно было выбирать и не из членов рода, а временами его вообще могло не быть. Сахемом никогда не избирался сын предыдущего сахема, так как у ирокезов господствовало материнское право, и сын, следовательно, принадлежал к другому роду, но часто избирался брат предыдущего сахема или сын его сестры. В выборах участвовали все—мужчины и женщины. Но избрание подлежало утверждению со стороны остальных семи родов, и только после этого избранный торжественно вводился в должность и притом общим советом всего союза ирокезов. Значение этого акта будет видно из дальнейшего. Власть сахема внутри рода была отеческая, чисто морального порядка; средствами принуждения он не располагал. Вместе с тем он по должности состоял членом совета племени Сенека, равно как и общего совета союза ирокезов. Военный вождь мог приказывать что-либо лишь во время военных походов.

2. Род по своему усмотрению смещает сахема и военного вождя. Это опять-таки решается совместно мужчинами и женщинами. Смещенные должностные лица становятся после этого, подобно другим, простыми воинами, частными лицами. Впрочем, совет племени может тожесмещать сахемов, даже против воли рода.