Смекни!
smekni.com

Учебный курс Римское право (стр. 2 из 6)

Легисакционный процесс (per legis actiones) - гражданский процесс республиканского Рима. Правовая основа л.процесса - Законы XII таблиц ("строгое право"), обычаи предков, постановления народных собраний, сенатусконсульты.

Легисакционный процесс отличался строгим формализмом и сложностью ритуалов и обрядов. Л. процесс состоял из 2-х стадий (ius и iudicium).

Подробнее всего описан спор о вещи (leges actio sacramento in rem):

Перед претором лежала спорная вещь или ее "образ" (например, кусок дерна, взятого со спорного участка). По знаку претора истец налагал на вещь свой прутик-виндикту и произносил формулу, подходящую для данного случая, составленную понтификами. Затем ответчик говорил то же самое (контравиндикация). Далее претор назначал судью, день суда и сумму залога, который истец вносил на случай проигрыша. Залог в таких случаях оставался в казне. Целью залога было предупреждение необоснованных исков. Судьями поначалу были патриции, список судей утверждался Сенатом.

После окончания символической первой стадии (in iure) начиналась вторая - in iudicio, являвшая собой простой и скорый суд. Стороны с помощью свидетелей представляли доказательства своей правоты, судья оценвал их и выносил решение, не подлещавшее обжалованию.

В процессе общ.-эконом. развития были смягчены некоторые строгости легисакционного процесса. При Юлии Цезаре легисакционный процесс был устранен.

Права на чужие вещи (iura in re aliena)

Кроме права собственности к вещным и абсолютным правам относились также права на чужие вещи. Права на чужие вещи - права на вещи, принадлежащие другим лицам (несобственникам). Поэтому лица, имеющие такие права не могли иметь обширных правомочий собственника.

Виды прав на чужие вещи:

1. сервитутные права (сервитуты) - права одного лица пользоваться (в каком-нибудь опр. отношении или в нескольких отношениях) вещью, принадлежащей другому лицу;

2. эмфитевзис и суперфиций - права вещного наследственного пользования чужой землей или строением на чужой земле;

3. залоговое право - устанавливалось в обеспечение платежа по какому-нибудь обязательству, обеспеченному залоговым правом, обратить взыскание на заложенную вещь.

Правовое положение рабов

С самых древних времен и вплоть до конца его сущ-ния римское об-во было рабовладельческим.

Соц. положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории. По мере завоеваний число рабов увеличивалось, рабство становилось основой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прежняя патриархальность, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов.

Правовое положение рабов в Риме определялось правилом: "Раб есть вещь". Т.о. рабы считались вещами (т.н. res mancipi), объектами права. Вещи существовали: немые, мычащие, говорящие.

Личное состояние:

Право господина на раба - право собственности, оно неограниченно: можно продать, подарить, наказать или убить раба. Раб не мог вступить в законный брак, союз раба и рабыни (contubernium) - отношение чисто фактическое.

Имущественное состояние:

Однако рабы пользовались определенным юридическим статусом. Вырабатываются особые иски по отношению к рабам как участникам деловых отношений:

–к рабу-управляющему;

– к рабу-капитану корабля;

–иски по договорам, заключенным рабом.

Т.о. в результате сделок раба права возникали у господина, а обязательства - ни у кого.

Для повышения эффективности рабского труда рабов наделяли определенным имуществом (виноградник, поле, скот...) - пекулием (от слова pecus - скот), передаваемым в управление. Часть прибыли раб отдавал хозяину.

С предоставлением рабу пекулия, признается юрид. сила за совершаемыми им сделками, в пределах, к-рые соотв. положению пекулия как формы эксплуатации. Рабы, имеющие пекулий, признпвались способными обзываться, но все их приобретения автоматически поступали в имущество господина.

Т.к раб не нес никакой ответственности за сделки, претор стал давать лицам, потерпевшим ущерб из-за таких сделок, особый иск actio de peculio (в размере пекулия) - хозяин нес ответственность за действия раба, исходящие из предоставления ему полномочий по управлению пекулием.

Аналогичны: actio institoria (иск действия приказчика); actio exercitoria (иск действия капитана).

Actio noxalis (noxa - вред) - если господин уполномочил раба на совершение той или иной сделки, а раб совершил правонарушение (напр., повредит чужие вещи) Возникнув в период республики, в империи пекулий развился так хорошо, что его можно расценивать как фактическое признание за рабами правоспособности в имущественных отношениях.

Рабство устанавливалось:

1. рождение от матери-рабыни (хотя если отец раб, а мать - свободная, то ребенок - свободный);

2. пленением или захватом лица, не принадлежащего к гос-ву;

3. продажа в рабство (в древнейшую эпоху);

4. лишением свободы (в связи с присуждением к смертной казньи или работе на рудниках).

Рабство прекращалось манумиссией (отпущением на свободу). В нек-рых случаях раб, отпущенный на свбоду возвращался обратно в состояние рабства.

Воля и волеизъявление

Для совершения договора воля должна быть выражена вовне. Формы ее выражения:

–слово;

–письмо;

–жест;

–молчание ("кто молчит, не считается безусловно согласившимся,но вместе с тем он и не отрицает");

–конклюдентные действия - действия,из которых можно заключить, что сторона хочет заключить договор (напр., использование наследником наследства без объявления вступления в него).

Различают сделки формальные (манципация, nexum), требующие определенной формы волеизъявления, и неформальные, не требующие этого (консенсуальные контракты).

Толкование волеизъявления.

Древнейшее римское право при толковании договоров исходило из того,что выражено вовне.

В классический период стали считать, что внешнее выражение воли не должно иметь исключительного значения и вытеснять подлинную мысль лица.

Поначалу при расхождении воли и ее внешнего выражения получалось отсутствие какого-либо юридического результата. Затем при расхождении воли и ее внешнего проявления,и если было возможно установить содержание истинного намерения, нужно было толковать договор не по букве, а по исходной воле.

Пороки воли (пороки соглашения)

1. Заблуждение (error) - неправильное представление о фактических обстоятельствах, связанных с договором (включая и неведение фактов). Виды заблуждения:

–заблуждение в существе договора (error in negotio), напр., продажа принята за дарение: вместо соглашения (consensus) получалось недоразумение (dissensus);

–заблуждение в предмете договора (error in corpore).Такие заблуждения могли быть:

а)существенными (бронза принята за золото) - договор не состоится;

б)несущественными (позолота - за золото) - договор состоится, но с изменением условий;

–заблуждение относительно личности контрагента (error in persona). Такое заблуждение имеет юридич. последствия только в случаях, когда важна личность (личные качества) контрагнта (напр., купля-продажа с отсрочкой). Такие заблуждения также бывают существенными и несущественными.

2.Обман (dolus) - умышленное введение кого-либо в заблуждение с намерением вызвать волеизъявление, причиняющее ущерб лицу, совершившему такое волеизъявление. Способы защиты:

–обманутому предоставлялся иск (actio doli), который влек за собой бесчестье (infamia) обманщику и возмещение ущерба обманутому;

–допускалась также и реституция;

–допускался иск из данного договора.

3.Угроза (metus) - психическое воздействие на волю человека с целью заставить его действовать по желанию другого - адекватно насилию (vis) - физическому воздействию.

На угрозу можно было ссылаться только если она:

–противозаконна;

–реальна(выполнима);

–важна(значима) для объекта угрозы.

Способы защиты против угрозы и насилия:

–реституция;

–иск из данного договора;

–actio quod metus causa (4-х кратное возмещение ущерба - при отклонении требования потерпевшего виновником).

Обычное право - древнейшая форма выражения римского права. О.п. относится к неписаному праву (ius non skriptum). Неписаное право - это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государства, они остаются простыми (бытовыми) обычаями; если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими (правовыми обычаями), а иногда даже воспринимаются государством в качестве законов.

Обычай - это сложившиеся в практике правила поведения людей.

Нормы обычного римского права:

-обычаи предков (mores maiorum);

-обычная практика (usus);

-культовые обычаи (commentarii pontificum);

-магистратские обычаи (commentarii magistratuum);

-обычаи имперских времен (consuetudo);

В течение "периода царей" (VIII-VI вв. до н.э.) обычаев предков было достаточно для регулирования простых общественных отношений небольшой латинской общины. Но и в дальнейшем обычное право сохраняло весомый авторитет. Во II в. юрист Юлиан так обосновал действие обычая в качестве источника права: "Прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий".

Законодательство

В отличие от обычаев, составляющих неписанное право, законы и другие законодательные акты (например, указы) образуют писаное право (ius scriptum), т.е. исходят от органов власти и зафиксированы ими в определенной редакции.

Перемены формы правления Рима вели к замене одних высших законодательных органов другими. Царский и республиканский периоды - народное собрание. Период принципата - Сенат. Период домината - император.

Соответственно менялись и формы законодательных источников:

-закон (lex)-постановление народного собрания (центуриатных комиссий (Серв.Туллий) и плебейских сходок (Гортензий));

-постановление Сената (senatusconsulta);