Смекни!
smekni.com

Билеты по теории государства и права (стр. 8 из 11)

Ведущий источник романо-германского права – нормативно-правовой акт, т.е. – закон. Законодательство регулирует все наиболее важные аспекты жизни. Характерны писаные конситуции, обладающие высшей юридической силой. Распространяется упорядочение нормативного материала, система права структурируется по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Существует деление права на публичное и частное (в приоритете). Отрасли материального права занимают доминирующее положение по сравнению с процессуальными отраслями. Правовые нормы формулируются законодательными и исполнительными органами государственной власти. Суд не создает права, он только толкует и применяет. Суд не является самостоятельным источником права, а считается лишь дополнением к закону.

Суть романо-германской традиции права – юридическое заключение, не имеющее основы в законе, несостоятельно.

Достоинства – четко организованная, непротиворечивая, иерархически структурированная система законодательства.

Недостатки – некоторая оторванность от реальной жизни, т.к. законотворчество не может объективно предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений.

Англосаксонская правовая семья – Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия.

В Англии, в период нормандского завоевания, существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное на местных обычаях. Начиная с 10 в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны права. Приняты решения принимаются за основу всеми иными судьями, в отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов – общее право.

Одновременно существует и система нормативно-правовых актов и прецедентное право. Но главный источник англосаксонского права – судебный прецедент. Судья – субъект правотворчества. Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти, низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.

Для англосаксонского права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания – факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом.

Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонском праве формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона. Именно на судебное решение, а не на норму закона будут ориентированы все участники правоотношения. Поэтому судебное решение имеет фактический приоритет перед законодательством.

Достоинства – гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке.

Недостатки – несистематизированность права, его казуичность, недостаточная определенность.

Мусульманская правовая семья – Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан.

Имеет теологическую основу, основываясь на божественном происхождении государства и права. Мусульманское право – шариат – система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права – Аллах, передавший его через пророка Мухаммеда. В праве проявляется воля всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение законодателем не допускается. Задача законодателя – открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново. Система источников имеет 4 звена:

Коран – речи и проповеди пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной фрме

Сунна – биографическое описание жизни и деятельности пророка, его поступки и высказывания

Иджма – общепризнанные толкования Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями (муфтиями), судьями и исламскими учеными-правоведами

Кийас – суждение по аналогии

При отправлении правосудия судья не опирается на источники – Коран и Сунну, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа.

Мусульманскому праву присущи ортодоксальность (неуклонная последовательность учению), консервативный характер, мало поддается модернизации и реформированию. Его характеризует казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов над дозволениями.

22. Особенности российской правовой системы

Российское право относится к романо-германской правовой семье. Последние 10 лет в правовой системе РФ происходят революционные изменения, реформирование всех ее институтов.

Пересмотр базовых категорий правоведения. Речь идет о понятии, сущности, социальном назначении, системе права, правовых источниках, правовой культуре, механизме правового регулирования

Пересмотр общеправовых и отраслевых принципов права, основанный на разделении категорий «право» и «закон», а т.ж. на признании верховенства прав и свобод человека

Нарастание общего объема нормативного регулирования во всех сферах общественной и частной жизни

Появление новых сфер управления, и, как следствие, новых отраслей права (коммерческое, предпринимательское, банковское, таможенное)

Децентрализация нормативного материала, проявляющаяся в повышении «статуса» правовых субинститутов, подотраслей и стремление многих из них выделится в самостоятельные отрасли права

Высокая динамика изменений в нормотворчестве, особенно в сфере частного права

Рост межотраслевого законодательства, комплексного правового регулирования

Повышение роли и значения частного права, прежде всего, гражданского

Формализация права, вызванная повышенным вниманием к процедурам, процессуальным аспектам правового регулирования

Интернационализация российского права как частное проявление общей глобализации человечества. Цивилизация становится единым целым, международное право превращается в составную часть национальных правовых систем, нарастает тенденция к их унификации в общемировом масштабе

24. Правосознание: понятие, структура, виды.

Правосознание – одна из форм общественного сознания. Человек пропускает сквозь свое сознание окружающую среду, таким образом формируется так называемая субъективная реальность – отображение объективного мира в сознании человека. Обе реальности – и объективная и субъективная – существуют реально. Субъективное представление людей о реальном мире – лишь отблеск реального мира. Один и тот же предмет или явление в объективной и субъективной реальности могут сильно различаться. Правосознание – часть субъективной реальности, а именно совокупность представлений людей о праве как явлении социальной жизни. Правосознание – субъективное представление человека (группы людей, общества) об объективном праве, существующем в настоящее время, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем (идеальное право). Таким образом, речь идет не просто о знании права, но об определенном субъективном отношении к нему.

Структура правосознания включает две взаимосвязанные и взаимодействующие составляющие – правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология – правопонимание, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права. Можно назвать его юридическим мировоззрением. При этом правовая идеология включает представления людей, как о сущем, так и о желаемом праве.

Правовая психология – эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настороения, переживания, привычки, стереотипы. Это интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения – правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально – разумом, рассудком, но и эмоционально – ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание – это передача правовой информации (опыта, знаний о праве) из поколения в поколение. Правовое воспитание – составная часть общего воспитания и образования личности. Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания населения. Главное – выработать осознанное стремление личности к правомерному поведению. Развитие правосознания определяет выбор человеком правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем подключаются другие субъекты – государство, социальные объединения. Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры, занимается пропагандой – распространение среди населения правовой информации. Таким образом, правовое воспитание населения является одной из важных функций государства.

Недостатки правосознания:

Правовой нигилизм – негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения

Правовой фетишизм – преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества

Правовой инфантилизм – недооценка роли права, слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению далекому и неповседневному