Смекни!
smekni.com

Понятия и категории административного права (стр. 2 из 3)

- разрабатываемые и исследуемые наукой понятия и положения быстро устаревали в условиях постоянно меняющегося законодательства;

- большая ориентированность исследований на так называемую Особенную часть административного права, так как своевременное отражение наукой изменений в правовой регламентации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности государства является более актуальным и востребованным жизнью;

- в сложных экономических условиях научный мир разделился в своей основе на несколько частей, среди которых доминирующие: рыночный, и консервативный. Научная деятельность первого сориентировалась на объемы научных работ и соответствующие авторские гонорары, вторая же часть осталась в большей степени преданна науке, но в нищенских условиях в отсутствии предпринимательской жилки и развитой материально-технической базы (доступ в Интернет, отсутствие оперативного доступа к нормативно-правовым актам, отсутствие финансовых средств на приобретение необходимых научных трудов и пр., а также на оплату участия в научных конференциях за рубежом и т.д.) они не успевали своевременно отслеживать все изменения, происходящие мире административного права, что приводило зачастую к потере новизны и актуальности проводимых ими исследований. Та часть, которая все же упорно, несмотря ни на что нашла верный эффективный путь и гармонично сумела сочетать как развитие науки, так и заботу о своем экономическом благополучии, есть, по-нашему мнению, золотой потенциал российской науки.

Прежде чем перейти к непосредственному изучению вопроса понятий и категорий в административном праве, хотелось бы обратить внимание на одну из масштабнейших научных работ современности, посвященной исследованию общеправовых категорий и в частности правовым категориям конституционного (государственного) права.

Научная монография А.С. Автономова "Правовая онтология политики" поражает нас своим охватом предмета исследования. В начале монографии автор справедливо указывает на то, что каждая из юридических наук, занимающаяся той или иной отраслью или подотраслью права, оперирует вполне определенным набором категорий. В то же время он акцентирует наше внимание на непопулярности и слабой разработке в научном мире рассматриваемого вопроса. Так, в подтверждение своих мыслей он ссылается на то, что "новейшими работами, в которых специально изучались категории общей теории права, являются труды А.М. Васильева. Однако, во-первых, с момента выхода в свет указанных трудов минуло уже более 20 лет, а во-вторых, эти труды и не претендовали на анализ категорий отдельных отраслей и подотраслей права". [6] Ценность работы заключается в том, что автор перед раскрытием основной темы работы проводит своего рода исторический экскурс в феноменологию термина "категория". Благодаря этому исследованию нам предоставляется возможность ознакомления с различными воззрениями мыслителей (причем как западного, так и восточного происхождения) предшествующих эпох, на феноменологию термина "категория". Завершая экскурс, автор приводит свое определение понятия категория Г совокупность мыслей, отражающих в обобщенном виде некоторый способ существования в постоянном взаимодействии и развитии явлений бытия, что дает возможность познания движения таких явлений. Мы, в свою очередь, не беремся судить, насколько истинным является это определение, хотя, в принципе, в отношении понятий такого рода затруднительно говорить об их истинности, более оправданно отмечать их логичность/алогичность. В то же время мы разделяем позицию автора, согласно которой категории при их определении не следует сводить к понятиям, как это делают в современной отечественной специальной литературе.

В развитие этого тезиса автор пишет "... между категорией и понятием есть общее Г и то, и другое являются орудиями познания, Г но функции у них различны. Понятие фиксирует наиболее существенные отличительные признаки (как общие, так и специфические) объекта. Иными словами, это описание некоторого содержания, в котором раскрываются не только внешние особенности объекта, но и внутренние закономерности его существования.

Категория нацелена главным образом на организацию процесса познания, выделение одного из узловых моментов этого процесса. Поэтому в категории раскрытие содержания объекта не является самоцелью, а подчинено решению задачи выявления и исследования законов существования конкретной действительности или обширной области этой действительности, и значит, с необходимостью требует определения места и роли данного объекта среди явлений и отношений этой конкретной действительности. Ввиду этого понятие может быть дано изолированно, хотя может быть выведено и как элемент системы понятий. Категории раскрываются всегда в системе категорий. И даже если проводится изучение одной категории, без выяснения ее места в системе определить содержание категории не удастся".

Здесь хотелось быт отметить характерную черту автора. При оперировании основополагающими терминами его исследования он скрупулезно и всеобъемлюще рассматривает их феноменологию. Так в вышеприведенном высказывании, автор акцентирует свое внимание на том, что категории всегда раскрываются в системе категорий. Указывая на такое свойство категорий, как "системность", он не возлагает бремя усвоения и понимания данного термина на читателя. Напротив, он выделяет в отдельный блок исследования вопрос о системности категорий и знакомит нас с наиболее известными взглядами на явление системности, ее свойствах и проявлениях.

И только рассмотрев, таким образом феноменологию категорий, системности и методов исследований, автор переходит к основной части своего исследования Г исследования категорий конституционного (государственного) права.

Монография А.С. Автономова была рассмотрена нами не случайно. Хотелось бы обратить внимание на высокую интеллектуальную теоретическую проработку вопроса о правовых категориях, структуру подачи материала. В монографии четко показывается как следует последовательно и систематизировано раскрывать тему, ясно определив при этом термины (будь то понятие или категория), которые используются в научной работе или учебной литературе. В этом свете, автор призывает нас (читателей, студентов, ученых и т.д.) обратить внимание на следующее: "...один и тот же термин ("право", "государство"...) может выступать и в роли понятия, и в роли категории (хотя не все то, что может быть определено понятием, может служить в качестве категории). Это обстоятельство и порождает терминологическую путаницу, когда отдельные понятия рассматриваются как категории. Как уже отмечалось выше, понятие может превращаться в категорию, причем в этом случае существенно меняются его функции как инструмента познания, а также роль и место среди других инструментов познания. В то же время необходимо помнить, что в основе каждого понятия находится группа взаимосвязанных категорий, а содержательная интерпретация понятия означает выявление его категориальной структуры. Таким образом, взаимоотношения между категорией и понятием носят диалектический характер".

Именно с "терминологической путаницей", а также наполнением некоторых понятий или категорий административного права различным смыслом без предварительной теоретической проработки используемых терминов, мы столкнулись при попытке изучить вопрос о понятиях и категориях административного права, обратившись за помощью при этом к соответствующей учебной литературе и ряду публикаций в научных журналах.

Исследуя вопрос о понятиях и категориях административного права, мы рассматривали термины "административное право", "исполнительная власть", "государственное управление", "предмет административного права". При этом нами изучались следующие источники:

К.С. Бельский. Государство и право, Ж11, 1997г. О предмете административного права

К.С. Бельский. Государство и право, Ж3, 1998г. О системе административного права

К.С. Бельский. Государство и право, Ж10, 1998г. О предмете и системе науки административного права

Д.М. Овсянко. Административное право. - М.: Юристь, 1997г.

А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации. - М.: ИКД "Зерцало-М". 2001г.

Хотелось бы начать с определения административного права (как отрасли) данное Д.М. Овсянко Так, под административным правом он понимает одну из самостоятельных отраслей права, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). [7] Сразу заметим, что мы не совсем согласны с большинством определений, которые рассматривают административное право как совокупность, а не как систему норм. На наш взгляд, употребляя термин совокупность мы признаем своего рода несостоятельность, недееспособность административного права и таким образом отсутствие каких-либо взаимосвязей между нормами административного права. На самом деле существование норм административного права вне системы невозможно, так как между нормами, как элементами определенной сферы объективной действительности, есть взаимосвязь, основанная на предмете регулирования. Именно поэтому, говоря об отрасли права, мы заочно должны понимать под ней систему взаимосвязанных норм.

Далее, не совсем понятно, какие же все-таки отношения регулирует административное право, исходя из того, что, судя по всему, автор определения отождествляет понятия исполнительной власти и государственного управления, это предположение делается на основе того, что термин государственное управление следует после термина исполнительная власть в скобках без каких либо пояснений. В тоже время сам автор далее пишет, что понятие государственное управление шире понятия исполнительная власть. На этой же позиции стоит и авторский коллектив А.П. Алехина, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова. Но они, в свою очередь, провели более четкий и убедительный водораздел этих понятий. И дали на наш взгляд более удачное определение административного права, под которым они понимают отрасль российской правовой системы, представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в свзязи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности). [8] Не будем повторяться о нашем отношении к термину совокупность, но стоит заметить, что в данном определении устранено конфликтное восприятие этих "конкурирующих терминов".