Смекни!
smekni.com

Договор Доверительного Управления Имуществом. Специфический объект – интеллектуальная собственность (стр. 4 из 7)

Предметное рассмотрение доверительное управление правами на имущество, субъектами которых являются резиденты разных государств (на примере промышленной собственности)

По мере развития постиндустриального общество появился большое количество специфических объектов интеллектуальной собственности в отношении которых действие классического законодательства в области охраны авторских прав и товарных знаков серьезно затруднено или не возможно вообще.

Так, например, при разработке программного обеспечения охрана авторских прав обеспечивается относительно программного кода (формы), а не алгоритмов (содержания), которые и составляют собственно ценность продукта;[11]

Охрана программных продуктов осуществляется по аналогии с авторским правом, баз данных – со сборниками. Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. В отношении охраны промышленной собственности граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией. Исходя из этого, их права будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам. Однако никакие условия о месте жительства или наличии предприятия в стране, где испрашивается охрана, не могут быть поставлены гражданам стран Союза в качестве предпосылки для пользования каким-либо из прав промышленной собственности.

Последнее говорит о сохранении преимущества приоритета, при регистрации международной патента, разработки. Во многих случаях доверительный управляющий, осуществляющий свою деятельность на профессиональной основе, более мобилен. Возможно выявление нарушение прав авторства, незаконного использования изобретения, программного продукта в другом государстве. Регистрация патента на программный продукт (программное обеспечение во Французских ведомствах) дает право обладателю права, полномочному представителю ссылаться на соответствующие документы для доказательства приоритета авторства в другом государстве, например в Российской Федерации. Иск о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, если местоположения ответчика не известно подается в Московский арбитражный суд (лицо, распространяет материализованные объекты, используя разработки, образцы не принадлежащие ему, извлекает прибыль, презюмируется осуществление предпринимательской деятельности).

Договором о Патентном праве[12] предусмотрен порядок подачи заявок, регистрации патента, прохождение которого в национальном ведомстве дает право ссылаться на приоритет патента. Заявления должны иметь вид заявок, которые разрешается подавать как международные заявки в соответствии с Договором о патентной кооперации[13]; отдельные заявки на патенты и изобретения или на дополнительные патенты, как указано в статье 4G(1) или (2) Парижской конвенции, из числа тех видов заявок, которые упоминаются в подпункте (i). Поскольку программный продукт защищается по аналогии с авторским правом, а действие Закона об Авторском праве распространяется на произведения, принадлежащие авторам-гражданам Российской Федерации, обнародованные на территории или за пределами Российской Федерации; на произведения, принадлежащие гражданам других государств, обнародованные либо находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признаваемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

На сегодняшний день оспаривать авторство, защищать авторские права предоставлена возможность как представителям так и авторам. Программные продукты, переработанные на территории Российской Федерации, поступившие в широкую продажу, авторство на которые принадлежит британским, американским разработчикам (физическое, юридическое лицо – права использования), продающиеся под логотипами других фирм без указания оригинального автора (при менее чем 70% своего программного кода) являются нарушением авторских прав. При этом не требуется международная регистрация патента на использования продукта для возможности защиты авторских прав в другом государстве.

Сравнительный анализ договорных норм со схожими институтами в международной практики, исторический анализ

Основой системы внешней ответственности является обособление имущества, находящегося в доверительном управлении. В связи с операциями по этому имуществу устанавливается в принципе только ответственность за его счет. Управляющий и учредитель ответственности не несут. И наоборот, по долгам учредителя и управляющего взыскание не обращается на имущество, находящееся в доверительном управлении. Строго говоря, реализацией этого принципа является правило, в соответствии с которым управляющий, заключивший договор с третьим лицом без указания, что он действует в этом качестве, отвечает перед третьими лицами только принадлежащим ему имуществом - ведь он считается заключившим договор лично. Точно так же он лично несет ответственность по сделке, заключенной с превышением полномочий или с нарушением установленных для него ограничений.

Вместе с тем из указанного принципа предусмотрены и исключения. Так, установлено, что в случае недостаточности имущества, находящегося в управлении, для покрытия связанных с ним долгов субсидиарная ответственность обращается на личное имущество управляющего. Тем самым на него возлагаются последствия его неэффективной деятельности.

Вместе с тем для управляющего установлены достаточно жесткие условия ответственности. От нее не освобождает простой случай. Только непреодолимая сила либо действия выгодоприобретателя или учредителя управления освобождают управляющего от ответственности, притом бремя доказывания этих обстоятельств возлагается именно на него. Подобная система вполне логична, так как управляющим может быть только предприниматель, а эта система соответствует общим принципам, установленным для предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Некоммерческий договор управления может быть и безвозмездным (разумеется, с согласия управляющего). Если такой договор все же предусматривает вознаграждение, оно, равно как и возмещение расходов, может выплачиваться не за счет доходов от использования имущества (ст. 1023 ГК РФ), а за счет специально выделяемых средств. Иными могут быть и условия ответственности управляющего по такому договору - любой случай, а не только непреодолимая сила, может освобождать его от такой ответственности.[14]

В полной мере к договору международного траста применимы нормы, сформулированные в ст. 1019 ГК РФ "Передача в доверительное управление имущества, обремененного залогом". Данная статья гласит:

Передача заложенного имущества в доверительное управление не лишает залогодержателя права обратить взыскание на это имущество.

Доверительный управляющий должен быть предупрежден о том, что передаваемое ему в доверительное управление имущество обременено залогом. Если доверительный управляющий не знал и не должен был знать об обременении залогом имущества, переданного ему в доверительное управление, он вправе потребовать в суде расторжения договора доверительного управления имуществом и уплаты причитающегося ему по договору вознаграждения за один год.

В конкретных странах установлены специальные нормы и правила, регламентирующие передачу в траст имущества, обремененного залогом. При этом особо оговариваются права доверительного управляющего по отказу от исполнения обязательств в тех случаях, когда последний не знал и не должен был знать об обременении залогом имущества, переданного в траст. Возмещение убытков и причитающегося вознаграждения доверительному управляющему в подобных случаях могут превышать аналогичные размеры, установленные в соответствии с требованиями ГК РФ.[15]

Термин прижизненный траст отражает суть этого понятия; это траст, созданный при жизни учредителя (”intervivostrust”), который обеспечивает распределение капиталов траста после смерти учредителя.[16]

Вообще траст среди российских предпринимателей как инструмент доверительных имущественных отношений на сегодняшний день котируется очень низко, между тем в рыночной экономике траст давно пользуется уважением. Траст – один из наиболее тонких и универсальных организационно-юиридических инструментов управления. Учредитель траста по своему усмотрению и доброй воле формирует пакет доверительной собственности, интеллектуальная собственность также может его составлять. Полномочия котролирующего и попечительства, его наличие не является обязательным по российскому законодательству. Доверительное управление – самостоятельный институт, для траста основой могут быть отношения между принципалом и агентом, клиентом и адвокатом. При доверительном управлении веешь не переходит в собственность доверительного управляющего. Особенность траста в том , что вещь которая передается в управление безвозвратно переходит в собственность управляющего. Траст – детище англо-саксонского права справедливости. Траст – бизнес в пользу собственника.