Смекни!
smekni.com

Местное самоуправление (стр. 11 из 16)

Эти положения можно рассматривать в каче­стве основополагающих в понимании сущности муниципальных органов охраны общественного порядка. Сложнее обстоит дело с определением объема их правоохранительных функций. В оте­чественной научной литературе чаще всего при­водятся две отличные друг от друга модели муни­ципальных органов правопорядка:

Первая предусматривает трехуровневую струк­туру: милиция общефедеральная, милиция субъек­тов Российской Федерации и муниципальные орга­ны охраны общественного порядка. В этом случае на муниципальные органы охраны общественного порядка должны быть возложены практически все функции, осуществляемые сегодня федераль­ной милицией в городах и районах. Структура та­ких муниципальных органов правопорядка — ус­ловно их можно назвать "сильными" - во многом может совпадать со структурой городского, районного отдела (управления) внутренних дел.

Вторая модель подразумевает, что муници­пальные органы общественного порядка действу­ют не вместо органов федеральной милиции на местах, а наряду с ними, но при четком разграни­чении компетенции, надлежащем контроле и в тесном взаимодействии. Такие "слабые" муници­пальные органы правопорядка будут выполнять лишь некоторые функции ныне действующей ми­лиции общественной безопасности (местной ми­лиции), например: предупреждение и пресечение уличных и бытовых преступлений и администра­тивных правонарушений, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление в пре­делах предоставленных полномочий контроля за выполнением решений органов местного самоуправления. Структура муниципальных органов охраны общественного порядка в данном случае будет соответствовать решаемым задачам.

Зарубежный опыт организации охраны обще­ственного порядка на самоуправляемых террито­риях признает любую из приведенных выше мо­делей и различные их варианты. В то же время, исходя из реалий современной криминологической и экономической ситуации в стране, пред­ставляется возможным рассматривать эти моде­ли не как противостоящие друг другу, а как до­полняющие их. Если первая модель в своем классическом виде более подходит для страны стабильной в социальном отношении, то вторая имеет переходный характер и больше применима для России сегодняшней.

Выбор же конкретной модели муниципальных органов охраны общественного порядка, определение их функций и организационной структуры будет зависеть от совокупности социально-поли­тических, экономических, территориальных, криминологических факторов, исторических, на­циональных и иных местных традиций. Однако в любом случае можно ожидать, что создание муниципальных органов охраны общественного по­рядка позволит решить извечные полицейские проблемы: отчужденность от обслуживаемого населения, информационный вакуум и социальный контроль. Социализация правоохранитель­ной системы, тенденция которой наметилась уже сейчас, является объективной потребностью. Построение гражданского общества диктует необходимость создания сил правопорядка, макси­мально приближенных к населению, наиболее полно учитывающих интересы жителей конкрет­ных территорий, активно взаимодействующих с гражданами и действующих под их постоянным контролем. Именно такими качествами могут и должны обладать муниципальные органы охра­ны общественного порядка.

11. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ФЕДЕРАЦИЯ.

Процесс становления местного самоуправления обретает сейчас нормальный характер,несмотря на то, что субъекты Федерации сдерживают его всеми мерами: с помощью законода­тельства, которое противоречит федеральному, чисто кадровыми назначениями, методами власт­ного неформального воздействия на деятелей ме­стного самоуправления - политических активис­тов. Тем не менее, процесс оформления местного самоуправления все равно идет, потому что ему объективно и субъективно содействует феде­ральный уровень власти. Это положитель­ная часть явления.

Пора кончать с правовым сепаратизмом, который раз­вивается на уровне субъектов федерации, разди­рая единое правовое пространство России на час­ти, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

Остается психологическая проблема: мы не можем вытравить из сознания старую систему организации власти - подчинение сверху донизу. Важно понять, что население само о себе может позаботиться. Надо отказаться от стереотипа, что чиновник может побеспокоиться, а сам человек о себе - не может.

Ранее в структуре исполнительной власти не существовало никаких исполнительных подраз­делений, которые занимались бы вопросами ме­стного самоуправления. Департамент по вопросам местного самоуправления Министер­ства по делам национальностей и федеративным отношениям явля­ется первой такой структурой, и первая его зада­ча - каким образом организовать управление регионами на основе самоуправления.

Такой подход оказался правильным: часть со­трудников Департамента параллельно занималась разработкой федеральной программы государ­ственной поддержки местного самоуправления. В законе принятие федеральной програм­мы государственной поддержки местного самоуправления проставлено отдельным пунктом. Таким образом, существует документ, кото­рый является первоначальной программой дейст­вий исполнительной власти в части поддержки местного самоуправления.

Эта программа состоит из пяти основных бло­ков:

Первая часть федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, ее первые три приложения посвящены разработке нормативных актов и методических рекомендаций, как для органов государственной власти, так и для органов местного самоуправления.

Федерация не обязана регулировать данные вопросы. Если вопросы находятся в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, и если Российская Федерация сама тот или иной вопрос своим законодательством не регламентирует, то субъект Федерации вправе регулировать подоб­ные отношения своим Законом. Следовательно, препятствия для развития законодательства, обеспечивающего реализацию федерального за­кона, на самом деле нет.

Необходимо также создание систе­мы подготовки кадров для муниципальной служ­бы и системы информационного обеспечения ор­ганов местного самоуправления, так как от­сутствует необходимая информация и для ученых, и для управленцев, так же как для политиков и самого самоуправления. Отсутствие полноцен­ной и достоверной информации тормозит работу.

Все проблемы можно поделить на несколько уровней:

Уровень федеральный - это принятие законо­дательства в финансовой и налоговой сфере.

Уровень субъектов Федерации - это в основном законодательные и организационные вопросы.

Все в России очень беспокоятся о сохранении власти, о ее единстве. И очень многие почему-то думают, что единство власти и управляемость - это обязательно соподчиненность одного другому. На самом то деле, единство власти не в иерархии, а в четком и понятном, логическом, ясном разделении функций по уровням власти. Каждый уровень должен точно знать, чем он занимается, свои обязанности и свои возможности и работать действительно в едином правовом поле - в этом единство власти.

Если говорить о возможностях местного управления по укреплению Российского государства, то опыт самой России, многовековой опыт разных стран мира подтвердил, что развитая сис­тема местной власти объективно работает на ин­теграцию государства, и это действительно явля­ется объективным, сдерживающим фактором стремления любых регионов к излишней суверенизации.

12. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ.

Сложность реформирования местного самоуправления в нашей стране в значительной степени обусловлена рядом особенностей:

Масштабность задачи – в настоящее время в Российской Федерации юридически оформлено 11090 различных муниципальных образований.

Отсутствие необходимой правовой базы – ее потребовалось создать в кратчайшие сроки. Отсутствие нормального законодательства о собственности на землю, о налогах, об основах местных приводит к тому, что субъекты Федерации вынуждены сами разрабатывать основополагающие юридические документы, что, естественно, вызывает немало трудностей.

Многообразие форм территориальной организации местного самоуправления – в нашей стране данными формами признаются города, поселки (станицы), районы (уезды), сельские округа (сельсоветы), иные населенные пункты и территории. В этот пункт можно также включить многообразие способов избрания органов местного самоуправления и их должностных лиц. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, а наименования данных органов отражают национальные, исторические и иные местные традиции: в городах это думы, советы; в районах, улусах, аймаках, волостях, сомонах, селах и иных муниципальных образованиях – собрания представителей, собрание депутатов, хуралы, комитеты самоуправления, муниципальные либо земские собрания и так далее.

Стала ясна необходимость принятия на федеральном уровне, как отдельных политических решений, так и жестких админист­ративных мер в случаях откровенного противо­действия реализации прав населения на местное самоуправление. В обеспечение этого процесса Государственная Дума 23 октября 1996 г. приняла Федеральный закон "Об обеспечении конститу­ционных прав граждан Российской Федерации из­бирать и быть избранными в органы местного са­моуправления" в едином пакете с рядом других федеральных законов («О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях из­бирательных прав граждан Российской Федера­ции"», "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", «О внесении дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации"», "О вне­сении дополнений в Кодекс РСФСР об админист­ративных правонарушениях"), разработанных Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления и призванных создать правовую базу для завершения процесса форми­рования выборных органов местного самоуправ­ления в Российской федерации.