Смекни!
smekni.com

Международное морское право (стр. 4 из 7)

К исключениям из юрисдикции государства флага судна относится так называемое преследование по горячим следам. Это право может осуществляться только военными кораблями (военными летательными аппаратами) или иными судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и специально на то уполномоченными. Преследование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориальном море или прилегающей зоне прибрежного государства (Конвенция 1982 г. в этот перечень включает и архипелажные воды) и у властей прибрежного государства имеются достаточные основания полагать, что иностранное судно нарушило законы или правила данного государства. Если судно находится в прилежащей зоне, то преследование может начаться только за нарушение тех правил прибрежного государства, для защиты которых и установлена такая зона. Преследование должно быть непрерывным и, если преследуемое судно не будет задержано в открытом море, прекращается при заходе преследуемого судна в территориальное море своего или третьего государства. Конвенция 1982 года вводит новое положение, согласно которому преследование по горячим следам применяется (с соответствующими изменениями) к нарушениям в исключительной экономической зоне или континентальном шельфе законов и правил прибрежного государства в отношении этих пространств.

Обеспечение безопасности мореплавания. К обязанностям государства флага в открытом море относится принятие всех необходимых мер, обеспечивающих безопасность в море, в частности, в отношении: а) конструкции, оборудования и годности к плаванию; б) комплектования, условий труда и обучения экипажа; в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения. Конкретные нормы содержатся в международных договорах. Так, нормы, касающиеся конструкции судов, имеются в Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Протоколе к ней 1978 года. Вопросы комплектования и подготовки экипажа регулируются Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года. Правила, относящиеся к пользованию сигналами и предупреждению столкновений, содержатся в Конвенции о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года (МППСС-72).

Обе Конвенции — 1958 года (ст. 12) и 1982 года (ст. 98) — предусматривают, что каждое государство вменяет капитану судна, плавающего под его флагом, следующие обязанности по оказанию помощи: а) оказание помощи любому лицу, которому угрожает гибель; б) следование со всей возможной скоростью на помощь терпящему бедствие; в) оказание необходимой помощи судну, экипажу, пассажирам в случаях столкновения. Конкретные вопросы оказания помощи регулируются Конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года.

9. Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона — новый институт международного морского права, появившийся в результате работы Третьей конференции ООН по морскому праву. При разработке положений, относящихся к исключительной экономической зоне, столкнулись два подхода — притязания на распространение суверенитета прибрежного государства на значительные пространства открытого моря и стремление сохранить в наиболее полном виде свободу открытого моря. Согласованные решения, которые содержатся в Конвенции 1982 года (ст.ст. 55—75), достигнуты на основе компромисса о том, что необходимо учитывать при определении правового статуса и правового режима исключительной экономической зоны.

В Конвенции 1982 года исключительная экономическая зона определена как район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией, в соответствии с которым права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями Конвенции (в частности, ст.ст. 87 — 115, в которых речь идет о правовом режиме открытого моря).

Государства вправе устанавливать исключительную экономическую зону в пределах 200 морских миль, причем отсчет ведется от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Следовательно, если государство имеет ширину территориального моря в 12 миль и устанавливает исключительную экономическую зону с внешней границей в 200 миль, то режим исключительной экономической зоны будет действовать на прилегающей к территориальному морю 188-мильной полосе. Таким образом, внешняя граница территориального моря является внутренней границей исключительной экономической зоны.

При определении правового статуса исключительной экономической зоны следует принимать во внимание компромиссный характер соответствующих положений Конвенции 1982 года. В Конвенции нет прямого указания на то, что исключительная экономическая зона есть часть открытого моря, как нет и прямого указания на то, что прибрежное государство устанавливает в ней режим в силу своего суверенитета над этим пространством. Статья 55 Конвенции дает основание считать исключительной экономической зоной район открытого моря с особым правовым режимом, рамки которого определены самой Конвенцией. Такой вывод подкрепляется и ст.ст. 36, 56, 58, 78, 88—115.

Права и юрисдикция прибрежного государства. Они исчерпывающе определены в Конвенции 1982 года и сводятся к следующему. Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, а также на управление ими. Суверенные права предусмотрены и в отношении других видов деятельности, связанных с разведкой и разработкой этой зоны в экономических целях. К ним Конвенция относит производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Следует иметь в виду, что права в отношении морского дна и его недр в пределах исключительной экономической зоны осуществляются в соответствии с той частью Конвенции, в которой определяется правовой режим континентального шельфа.

Прибрежное государство, используя суверенные права на живые ресурсы, определяет, в частности, допустимый улов в своей зоне. Если возможности самого государства не позволяют ему использовать весь допустимый улов в своей зоне, то оно на основе соглашений предоставляет доступ другим государствам. Допускаемые к промыслу иностранные рыбаки соблюдают законы и правила прибрежного государства, которые должны соответствовать положениям Конвенции. Чтобы обеспечить соблюдение этих законов и правил, власти прибрежного государства могут производить досмотр, инспекцию, арестовывать иностранные рыболовные суда и открывать судебное разбирательство в отношении них.

Кроме перечисленных суверенных прав, прибрежное государство имеет право осуществлять юрисдикцию в отношении: а) создания и использования искусственных островов, установок или сооружений, б) морских научных исследований и в) защиты и сохранения окружающей среды. Что касается искусственных островов, установок, сооружений, то прибрежному государству принадлежит исключительное право на их сооружение, а также право разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование, как и исключительная юрисдикция над ними. Прибрежное государство может создавать вокруг этих искусственных сооружений зоны безопасности.

Права и обязанности других государств. Все другие государства пользуются в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции 1982 года. Иные свободы открытого моря используются ими в той части, в какой это совместимо с правами и юрисдикцией прибрежного государства в исключительной экономической зоне. Другие государства при осуществлении своих прав в исключительной экономической зоне обязаны соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с Конвенцией 1982 года и иными нормами международного права.

10. Проливы, используемые для международного судоходства

Многие проливы являются единственными или наиболее удобными проходами из одной части открытого моря в другую или служат входом в территориальное море из открытого моря. Такое расположение определяет их значение для международного судоходства. Правовой режим некоторых из проливов (Черноморские, Балтийские) был урегулирован международными договорами, для большинства же других сложилась и действует норма обычного международного права, которая была подтверждена в решении Международного Суда ООН по инциденту в проливе Корфу в 1949 году. Суд уточнил и критерии отнесения пролива к международным, назвав таковым и географическое положение пролива и его значение для международного судоходства.

Правовой режим Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл). Правовой режим этих проливов регулируется ныне Конвенцией, заключенной в 1936 году в Монтрё (Швейцария). Конвенция устанавливает различный режим плавания в проливах для торговых судов и военных кораблей. Кроме того, на определение режима влияют состояние мира или войны и отношение к воине Турции.

Торговые суда всех государств в мирное время имеют право свободного прохода через проливы и плавания в них в любое время суток. Такое же правило действует и на время войны, если Турция не является воюющей стороной. Если же Турция участвует в войне, то свобода прохода и плавания в проливах в дневное время остается у государств, которые не находятся в состоянии войны с Турцией. С каждого проходящего через проливы судна взимаются санитарные и маячные сборы.

Конвенция предусмотрела различные правила прохода через проливы для военных кораблей черноморских и нечерноморских держав, установив для вторых определенные ограничения. Эти ограничения касаются типа кораблей (легкие надводные корабли, вспомогательные суда), общего тоннажа военных кораблей нечерноморских держав в Черном море (не более 45 000 т) и срока их пребывания в Черном море (не свыше 21 дня).