Смекни!
smekni.com

Право на пороге нового тысячелетия (стр. 2 из 3)

Более того, упомянутые правовые формулы и лозунги теперь - даже не мода. И еще менее - безусловно достоверное, очевидное выражение передовых взглядов и устремлений, как это было характерно в той или иной стране в обстановке ее разрыва с отсталыми, реакционными порядками. Они ныне по большей части - некое общее место, дежурные фразы, привычные словесные обороты, дабы не прослыть реакционером.

С великим сожалением приходится констатировать и то, что формулы и декларации о праве в ряде случаев использовались в качестве прикрытия и способа придания благообразного шарма античеловеческим, репрессивным режимам, чуть ли ни индульгенции для оправдания фактов произвола и государственного терроризма. Ведь даже чудовищный режим гитлеровского нацизма именовал себя "правовым государством", а СССР, другие коммунистические страны, выразив свое презрение к праву в постулатах его "отмирания" и в практике "революционного правосознания", вместе с тем довольно искусно маскировали массовые факты расправ и террора "открытыми судебными процессами", другими, на первый взгляд - современными юридическими формами и процедурами, тем, что в социалистическом обществе все происходит "по закону", в соответствии с "социалистической законностью".

Между тем реальное значение права, его высокий престиж в современном мире на пороге третьего тысячелетия действительно имеет серьезные, вполне оправданные основания. Право по самому своему существу может быть охарактеризовано как наша - людей - надежда . И в этом отношении - как условие и средство решения многих сложных (увы, не убывающих по числу и остроте) проблем, преодоления негативных тенденций и опасностей, а главное - условие и средство поступательного развития человечества, его всесторонней модернизации.

Отчасти по зрелым размышлениям, по данным науки, а нередко и интуитивно, по наитию, это реальное значение и миссия права в жизни людей и "улавливается" в самом факте его высокого престижа. А это, в свою очередь, является порой побудительным фактором и для спекулятивного, в маскировочных целях, манипулирования правовыми формулами и лозунгами.

Здесь принципиально важно сделать ударение на главном факте - на том обстоятельстве, что наиболее крупный сдвиг в истории человечества - переход от традиционных к либеральным цивилизациям - по своей сути немыслим без права.

Ибо, кроме права, нет иной социальной формы, через которую может быть реализована и обеспечена сама предоснова любой цивилизации либерального типа: свобода людей, оптимальная реализация индивидуальности человека (для этого не "приспособлены" никакие иные социальные регуляторы - ни мораль, ни обычаи, ни корпоративные императивы). Кроме права, нет иной социальной формы, которая бы обеспечивала существование и оптимальное функционирование общества, его экономической, социальной и политической систем в условиях реализованных либеральных ценностей и идеалов, т. е. существование и функционирование на началах саморегуляции - самоуправления в политической и социальной сферах, рыночной саморегуляции в экономической сфере (на постиндустриальной стадии развития экономики).

К этому следует добавить и то, что опыт прошлого и настоящего свидетельствует: неизбежная в условиях цивилизации борьба с наиболее отвратительными проявлениями человеческого бытия, произволом (включая все виды преступности) и насилием, вне права, при отсутствии надлежащих и развитых правовых форм и институтов не только не приводит к ожидаемым результатам, но и неизменно оборачивается такой же или еще большей бедой для людей.

Есть здесь основания и иного, тоже фундаментального порядка, но относящиеся непосредственно к праву, к правовой материи.

Речь идет не только об уникальных особенностях позитивного права, его качестве жесткого организма и одновременно - живого права, но и о связанном с этим своеобразии юридической системы как эффективного регулятора (прежде всего - об общеобязательной нормативности, всеобщности), т. е. о том, без чего само существование и функционирование общества в условиях всесторонней модернизации невозможны.

Главное здесь - это то, что сама по себе правовая материя (о чем, как мы видели, свидетельствуют данные, относящиеся к различным юридическим системам) спонтанно, в силу самой юридической логики "ведет" к важнейшим гуманитарным ценностям. Причем это касается юридической материи как таковой - даже в условиях, когда особенности права в достаточной мере еще не раскрылись, да и сама юридическая система обслуживает главным образом власть, выполняет в основном карательно-запретительные функции, носит в целом реакционный, античеловеческий характер. Словом, в позитивном праве, во многом независимо от функций в данных конкретных исторических условиях, все же наличествует - пусть до поры до времени и потенциально - "социальный плюс". В нем как бы изначально заложена настроенность ("заданность") на цивилизационные идеалы и ценности высшего порядка - обеспечение свободы людей, реализацию начал справедливости, равновесности в правах и обязанностях, исключение из жизни людей произвола, насилия.

Право, стало быть, по самой своей природе - гуманитарный институт высокой значимости, призванный по самой изначальной сути служить людям.

Эта поистине удивительная специфика позитивного права, подтверждаемая самой жизнью, реальной практикой, в полной мере еще не осмыслена наукой (хотя, надо полагать, признание права в качестве "явления Разума" уже во многом объясняет указанную настроенность, "заданность" или, во всяком случае, открывает путь к ее постижению).

В многотысячелетней человеческой истории судьба права, его изначальная предназначенность служить людям, оказалась причудливой, порой трагичной. На первых фазах истории, долгие тысячелетия право выступало в неразвитом, примитивном виде - в виде обычаев, прецедентов, отдельных законодательных установлений; все это становилось инструментом власти, по большей части подчинялось произволу правителей. И все же право по мере развития общества все более и более раскрывает свою суть, свое историческое предназначение. И наконец, в ходе великого, глобального исторического сдвига, когда реализуется переход человечества от традиционных к либеральным цивилизациям, суть права в условиях гражданского общества как бы обнаруживает свою изначальную предназначенность, и право заявляет о себе как инструмент свободы, основополагающий гуманитарный институт и одновременно как надежное, соответствующее требованиям цивилизации средство борьбы против своего исконного антагониста - произвола, насилия

Отсюда становятся понятными, можно предположить, высокие оценки права в суждениях знаменитых мыслителей, философов и правоведов. Вплоть до таких - как это делает Иммануил Кант, - когда право оценивается в качестве цели общества, главного критерия общественного развития.

Вот мы подошли к главной характеристике современного права, которая позволяет видеть в нем надежду человечества, - к его особенностям как права человека . И одновременно в этой связи (или даже исходя из фактического повода рассмотрения проблемы) - к правовой трактовке одного из "знаковых" событий конца второго тысячелетия - делу Пиночета, о котором уже поминалось во введении.

Но сначала - несколько слов о том месте, которое заняли категории прав человека после второй мировой войны. Именно после второй мировой войны, в 1950-1960-х гг. Ибо известные со времен античности и возвышенные как основополагающие духовные демократические принципы в эпоху Просвещения, в годы Великой французской революции, в последующие десятилетия XIX в. и первой половины ХХ в., права человека как неотъемлемые прирожденные права личности как раз в 1950-1960-х гг. заняли центральное место в политической и духовной жизни демократических стран, в ценностях и идеалах, исповедуемых демократической общественностью. Ужасы второй мировой войны, кровавый вандализм тоталитарных режимов, нередко прикрываемые внешне престижными государственными институтами, потребовали того, чтобы права человека, его исконная свобода и достоинства стали основой и высшим критерием правового порядка в мире, во всех странах.

И как раз с той поры, с Декларации ООН по правам человека 1948 г., последующих международных документов, в мире, завоевывая все новые и новые рубежи, утвердилась в качестве господствующей общечеловеческой ценности идеология прав человека . Пожалуй, даже все более доминирующего на планете духа прав человека.

Весьма примечательно в этой связи, что и во внутригосударственном праве демократических стран, в том числе в конституциях, других фундаментальных законах заглавное место стали занимать нормативные положения о правах и свободах человека, о достоинстве личности. Не менее существенно и то, что во главе этого процесса оказались страны, пережившие ужасы тоталитарных диктатур и потому в реальной жизни выстрадавшие потребность утверждения твердой преграды перед этим бедствием и проклятием, - Германия, Испания, Италия, в конституциях которых положения о правах человека стали заглавной формулой и определяющей основой их построения.

Обратимся теперь к тому обозначенному ранее исходному пункту, отправляясь от которого, попытаемся охарактеризовать право современной эпохи, - к делу бывшего чилийского диктатора.

Напомню суть дела. Генерал Пиночет, глава военной хунты, совершившей в начале 1970-х гг. государственный переворот в Чили и учредившей затем репрессивный режим в стране, был в 1998 г. во время его частной поездки задержан в Великобритании по обвинению, представленному Испанией, в преступлениях против человечности. В то время когда пишутся эти строки, все точки над "и" в этом деле еще не поставлены (в начале 2000 г., в связи с заключением английских врачей о состоянии здоровья диктатора, Пиночету был разрешен вылет на Родину. - Ред.).