Смекни!
smekni.com

Незаконный оборот наркотиков (стр. 6 из 9)

- в ущербе военной безопасности. Армия, пораженная наркоманией, не только не способна к защите отечества, но и может нанести серьезный ущерб стране в мирное время. Конечно, несанкционированный запуск ядерного устройства технически невозможен, однако серьезные аварии, катастрофы по вине персонала, обслуживающего военную технику, сейчас не редкость;

- в ущербе внешней (региональной) безопасности. Наркобизнес - один из факторов возникновения региональных конфликтов, международного терроризма. Известны события в Перу, Колумбии, Иране, нынешняя обстановка в Афганистане свидетельствуют о том, что наркобизнес в последнее время является если не источником, то, во всяком случае, не последней из движущих сил в региональных конфликтах, какими бы внешними причинами, религиозными или этническими, они ни вызывались.

Россия вот уже десять лет подвергается массированному воздействию со стороны международного наркобизнеса. Небывалых масштабов достигло распространение на территории страны жестких наркотиков. В первую очередь - героина и других опиатов. Происходит постоянный рост связанных с наркотиками преступлений. Армия наркоманов продолжает втягивать в свои ряды все более молодых рекрутов (по статистике, средний возраст лиц, впервые употребивших наркотики, снизился до 13-14 лет)[28]. Растут и другие негативные тенденции.

Все более отчетливо выстраиваются в единую цепь наркобизнес, незаконные опeрации с оружием, отмывание денежных средств, полученных преступным путем, и терроризм. Все это несет прямую угрозу национальной безопасности Российской Федерации, а значит, входит в сферу деятельности органов государственной безопасности. С учетом перспективы сохранения негативных тенденций в развитии наркообстановки на территории Российской Федерации на ближайшие годы складывается ситуация, близкая к критической. Сопоставим следующие факты:

- 7 из 100 опрошенных московских школьников пробовали героин;

- число наркозависимых за 10 лет увеличилось в 8 раз, в 2002 году оно составляло 425 тыс. человек (по официальным данным);

- количество потребителей героина за 2000 г. увеличилось в 2,6 раза, составив 26,5% от общего количества, суммарная доля лиц, потребляющих наркотики опийной группы, достигла 65,2%;

- срок жизни героинового наркомана - от до 7 лет;

- за этот период наркоман втягивает в поколение наркотиков до 15 человек;

- основной контингент потребителей наркотиков находится в репродуктивном возрасте (от 15 до 25 лет);

- в последние несколько лет до 90% фактов ВИЧ-инфицирования связано с внутривенным употреблением наркотиков. Экстраполяция официальных данных Минздрава России по наиболее оптимистическому линейному сценарию дает картину. [Приложение 1].

Это означает примерно двукратный рост потребителей наркотиков за пять лет, то есть до 800 тыс. человек. При этом следует учитывать, что вследствие высокой латентности явления реальное число потребителей наркотиков примерно в 10 раз больше, т. е. к 2006 г. их будет около 8 млн. человек. А какой процент от населения страны составляет молодежь в возрасте от 15 до 30 лет? Отсюда, вывод о реальной опасности близкого демографического провала и угрозе выживаемости нации.

О том, насколько серьезна ситуация с наркооборотом в России, свидетельствует и то, что в начале сентября 2002 года В. Путин проводит совещание по борьбе с наркоманией с членами Правительства. Тогда Президент сравнил ситуацию со стихийным бедствием: «Это ничем не лучше, чем то, что мы имеем в некоторых регионах страны после наводнения»[29]. Именно тогда из уст Президента и прозвучало предложение наметить конкретные организационные и административные решения, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию. Было признано, что обычных, принимаемых сейчас мер по борьбе недостаточно, нужны новые действия, которые привели бы к существенным изменениям в борьбе с наркотиками.

Приморские наркологи обнародовали страшную цифру – в крае живут 15 215 больных, страдающих наркоманией. И хотя этот показатель – только вершина айсберга (по оценкам специалистов, лишь каждый 10-й потребитель наркотиков готов «засветиться» у докторов), но и он превышает среднероссийские показатели в 2,5 раза [30].

Администрация Приморья, похоже, решила всерьез взяться за решение давно назревшей проблемы. В конце октября того года губернатор края С. Дарькин утвердил «Концепцию противодействия злоупотреблению наркотиками в Приморском крае» и это не просто очередное постановление, а тщательно просчитанная программа действий, которая в конечном счете позволит снизить спрос на наркотики.

Первая задача – первичная профилактика, связанная с уменьшением числа потенциальных потребителей наркотиков. Здесь предполагается вести большую разъяснительную работу – пропагандировать здоровый образ жизни, организовывать массовые антинаркотические кампании.

Краевая «Концепция противодействия злоупотреблению наркотиками» - это еще и реконструкция краевого наркологического диспансера, лекарства для лечения больных наркоманией в лечебно-профилактических учреждениях наркологических кабинетов в Уссурийске, Владивостоке, Дальнегорске, Артеме, капитальный ремонт детско-подросткового отделения для больных наркоманией в Находке и здания городской наркологической службы Артема.

Еще одна важная составляющая концепции - работа по пресечению незаконного оборота наркотиков. В крае продолжатся комплексные оперативно-профилактические операции «Конопля» и «Допинг», в ходе которых уничтожаются посевы конопли и мака, пресекаются заготовка и сбыт наркосодержащих растений, выявляются и привлекаются к ответственности изготовители, перевозчики и сбытчики наркотиков.

Американские специалисты предлагают новый способ борьбы с наркоманией, который может оказаться очень эффективным.

Распространение наркотиков - одна из серьезнейших проблем, с которыми сталкиваются США. Она приводит и к росту преступности (ради «порции», войны за передел территорий и так далее), и к потере здоровья миллионами американцев, и к утрате контроля за целыми городскими кварталами, в которых обосновались наркодельцы.

Нельзя сказать, что власти страны не пытаются организовать отпор наплыву наркотических веществ.

Так, с 1987 года США израсходовали на борьбу с отравой на своей территории 63,7 миллиарда долларов, 4,8 миллиарда долларов на то, чтобы помешать аналогичной практике в иностранных государствах, и еще 18,2 миллиарда долларов на то, чтобы сделать непроницаемыми для наркотиков собственные границы. Результаты, конечно, есть - американские тюрьмы буквально забиты наркодельцами, однако на место каждого посаженного преступника встает новый, и поток наркотиков продолжает идти в США.

Поэтому многие эксперты считают, что единственным эффективным способом борьбы против распространения наркотиков является ликвидация (естественно, не физическая) как класса потребителей «белой смерти» и иже с ними.

Ведь потребляющие зелье американцы - отнюдь не доведенные до отчаяния обездоленные: 75 процентов наркоманов - это выпускники средних школ, 43 процента обучаются в институтах и колледжах, 74 процента имеют работу (из них 60 процентов - постоянную и в полном объеме), 47 процентов – имеют годовой доход более 20 тысяч долларов, 16 процентов - свыше 40 тысяч долларов.

Опираясь на эти данные, эксперты из Центра защиты общественных интересов Джо Дайамонд и Дэвид Кастро предложили параллельно с борьбой против поставщиков и распространителей наркотических средств принять на вооружение новую тактику - заставить платить потребителей отравы.

Для этого, полагают эксперты, во-первых, надо создать в каждом районе специальную комиссию из представителей общественности, наркологических центров, полиции, наделенную правом предпринимать действия в рамках законов о гражданских правах против любого человека, покупающего наркотики. Кроме того, следует разработать систему денежных штрафов в отношении таких людей, например, взимать 30 тысяч долларов или же 10 процентов от общего состояния - в зависимости от того, какая из сумм будет больше. В то же время нужно предоставить пойманному наркоману возможность позднее получить обратно до 50 процентов заплаченного штрафа в том случае, если он в течение года не употреблял зелье, еженедельно сдавал анализы на наркотики и отработал определенный срок на пользу общества.

Эксперты полагают, что такой способ борьбы с наркоманией в США, а возможно, и не только здесь, может стать особенно эффективным. «Если состоятельные потребители наркотических средств перестанут покупать кокаин или героин, - подчеркивают Дайамонд и Кастро, - то весь международный рынок наркотиков может рухнуть»[31].

На сегодняшний день определяющим моментом в развитии наркообстановки в России является контрабанда опиатов и героина из Афганистана. Наряду с наплывом наркотиков нецентральной Азии существенную угрозу представляют поставки синтетических наркотических веществ из Нидерландов. Польши и Германии, а также рост производства опиатов и амфетаминов в КНДР, которые доставляются в Россию через территорию Китая.

Противодействие распространению наркотиков складывается из нескольких частей: снижение спроса, лечение и реабилитация наркоманов, создание препятствий для предложения наркотиков. Последнее относится к деятельности правоохранительных органов и спецслужб.

Так, только с 1998 г. из незаконного оборота органами ФСБ России самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными ведомствами ежегодно изымается в среднем 4 тонны наркотических средств.

Излишние препятствия в оперативной деятельности создает несовершенство законодательства (отсутствие ряда давно разработанных, но не принятых основополагающих законов, в первую очередь - закона «Об организованной преступности», института «мнимого соучастия», эффективного механизма защиты свидетелей и т. п.).