Смекни!
smekni.com

Российский абсолютизм: становление, особенности, идеология (стр. 5 из 10)

Политика остальных, пост петровских императоров, вплоть до Николая I[20] , шла по факту на поводу у дворянства, во многом утеряв те успехи, которых достигло государство в правление Петра I.

Глава 2. Система законодательства.

§ 1.2.Право объединенного Российского государства.

«Собственность – вот дух законов».

Ш. Монтескье.

В данной главе, мы рассмотрим развитие правой базы абсолютизма. С периода становления единого государства по его окончательное утверждение. Нормы утверждающие власть государства, входят в отрасль государственного (конституционного) права, вершиной которого и основным источником всегда были конституции. Конституции в рассматриваемый период в России не было, но разумеется уже были правоотношения, относящиеся к государственному праву. Регулировались они либо обычным правом, либо указами великого князя – кодифицированного конституционного нормативно-правового акта, вплоть до Николая II не было. Потому об эволюции правовой базы абсолютизма мы будем судить из косвенных, но вполне красноречивых правовых норм. Это нормы: а) утверждающие крепостное право, б) право аристократии на землю и в) право регулирующее службу дворянства. Т.е. правовые институты составляющие базу власти: право собственности на землю, инструмент извлечения из этой земли прибыли /доходов/плодов/, и обязанность служить – отрабатывать право на землю.

Т.е. эта триада полностью вписывается в древнее, классическое, феодальное правоотношение озвученное фразой: «Я даю тебе землю, что бы ты служил мне».

Итак. Обзор начнется с Судебника 1497 года, и завершится указами Петра I. Обосновывать, почему так – не буду. И так ясно.

Судебник 1497 года, вообще то, небольшой нормативный акт. Содержит в себе нормы судопроизводства, уголовного, гражданского (наследственного, в частности) права. Судебник беднее по содержанию, чем Псковская судная грамота и даже Русская Правда. Потому и существует предположение, что его издание не означало прекращения действия названных законов[21]. Судебник Ивана III, которого иногда называют «княжеским» стал основой для Судебника 1550 г., «царского», развившего основные идеи своего предшественника[22].

Нам он интересен именно потому, что это был первый нормативно-правовой акт единого русского государства, введенный первым общерусским монархом. До этого, правоотношения регулировались региональными законами или непосредственно указами удельных князей осуществлявших судебную власть. С увеличением территории, населения, возросло и количество правоотношений требовавших государственного регулирования. Т.е. требовалась унификация законодательства. Начало этому процессу было положено именно Судебником 1497 г. В принципе, он во многом повторяет нормы ПСГ и Русской правды, во многом развивая их нормы, что говорит о том, что по факту, действие данных нормативных актов, вышло за территорию регионов. Право на землю и обязанность службы феодала в этот период регулировалось либо договором между удельным (все еще непосредственно собственность) и великим князем, либо на правах службы (владение)[23].

Из всего Судебника, под предмет нашей курсовой работы, более всего подходит статья 57 (по разбивке Владимирского-Буданова): О христианском отказе. Та самая, с которой и началось крепостное право.

«О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианином оказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин поживет за ким год, да поидет прочь, и он платить четверть двора, а за два годы поживет да поидет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре годы проживет, и он весь двор платит[24]».

Какое отношение статья ограничивающая право передвижения крестьянства, имела к концентрации власти (высшая точка которой абсолютизм)? Статья выражала экономические интересы среднего и малого феодала. Т.е. основы военной мощи великого князя.

Небольшое пояснение – комментарий, относящийся в частности и к введению Юрьева дня. В XV – XVII веке основными внешними противниками России являлись Королевство Польское и княжество Литовское - запад, Швеция – северо-запад, Крымское ханство – юго-юго-запад. Мощь Казанского и Астраханского ханства к XV веку были уже подорваны, и они не являлись стратегическими противниками. Покорение последних было лишь вопросом времени. Наиболее острая борьба имело место между княжеством Московским и Литовским, т.к. в составе Литвы находилось немало исконно русских земель с православным населением. Ярые противоречия нашли отражение даже в титуловании монархов. И если полный титул короля польского Сигизмунда в 1529 году звучал: «Мы божьей милостью король польский, великий князь литовский, русский, прусский, жематейских, мазовецких и других»; то словно в пику ему великие князья начиная еще с Ивана III Васильевича, именовали себя «великий князь всея Руси», позже добавилось царь и самодержец. Но всея Руси. Подразумевая под этим, что даже русские земли которыми великий князь московский сейчас и не владеет, по праву принадлежат именно ему. Т.е. претензии на распространение суверенитета московского князя на все русские земли. Борьба между государствами развернулась не шуточная. Силы были примерно равны, и все решение проблемы зависело от того, чью сторону примут удельные и служилые князья спорных земель. Внутренняя политика московского князя тяготела в сторону единоличного правления, у литовского – власть была ограниченна радами княжества литовского[25]. Выгоды шляхта в Литве достигала давлением на князя, в Москве – повиновением. Литовский князь удерживал вассалов жесткими директивными нормами[26], московский – привлекал к себе льготами и вольностями, установление Юрьева дня из которых было не последней. В пользу московского князя было и то, что он являлся православным, в отличие от католика - литовского. И наконец, самой крупной ошибкой князя литовского было притеснение русского населения (в частности русского дворянства), по конфессиональному признаку, что придавало уходу от сюзерена вид не измены, как это трактовалось в Литве, а стремления к сохранению веры.

Обостряло отношение между княжествами и то, что Литовский князь опасаясь усиления Москвы (вполне оправданно) поддерживал против Москвы Новгород, Тверь и татар, а также переход князей (в конце XV века) Вяземских, Новосильевских, Одоевских, Воротынских, Белевских, Новгород-Северского и Черниговского с огромными вотчинами на сторону московского князя.

В 1492 и с 1500 по 1503 между Москвой и Литвой проходили войны, окончившиеся в пользу Москвы формальной уступки Литвою упомянутых земель.

Как видим, причины перехода удельных князей к Москве были:

- конфессиональные и

- экономические.

Причем обе эти причины выступали в комплексе, т.к. дискриминация по конфессиональному признаку выражалась и в экономических мерах. Также, хочется заметить, что экономические причины явно доминировали, т.к. против Литвы Москва выступала в союзе с Крымским ханом, разница в вероисповедании с которым была на порядок большей, чем с Литвой, но зато не было таких столкновений интересов.

Из всего этого можно сделать вывод, что начало крепостного права, было опосредованно не некими зверскими наклонностями русских феодалов, не правовой и экономической отсталостью Московского[27] княжества, а исключительно политическими причинами. К этому же времени относится и начало конфронтации между великим князем, считавшим все русские земли своей вотчиной и княжатами – удельными князьями, помнящих древние вольности и право ухода к другому князю. Источником этой конфронтации, как видим, была власть, проистекающая из спора о праве собственности на землю – вотчины.

§. «.2.2. Право Централизованной сословно-представительной монархии.

«А будет кто при государе вымет на каго какое-нибудь оружье, а не ранит и не убиет, и того казнити, отсечь рука»

Соборное уложение. Статья 4 главы III..

Следующим крупным законом был Судебник 1550 года – царский судебник. Он практически дословно повторяет норму судебника 1497 года о Юрьевом дне, но уже с добавлениями, самое интересное: «А попу пожилого нет, и ходити ему вон безсрочно воля»[28]. Т.е. эта норма упрощает уход крестьян с церковных земель, что явно шло в ущерб церкви, и ослабляло ее позиции как феодала. Позиция государства тут предельно ясна.