Смекни!
smekni.com

Магдебурское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси (стр. 2 из 4)

По вопросу о том, какие из памятников Магдебургского права применялись в русских городах Речи Посполитой, между ученными существует разногласие. В.Б.Антонович (19в) высказывал мысль, что было взято только внешнее устройство городов, руководящими же юридическими нормами в русских городах были местные обычаи.

Профессор М.Ф.Владимирский-Будаков (19в) держался противоположного мнения и полагал, что в русских городах действовали чужеземные источники, а не местные обычаи. А.Ф.Кистяковский (19в) занимал середину между этими двумя мнениями: он признавал применение судами ручных книг “Магдебургское право”,составленных польскими юристами, но находил, что “Магдебургское право терпело видоизменения от местных юридических обычаев и воззрений, которые нередко действовали наряду с ним и его заменяли”.

Белорусский исследователь Я.Юхо думает, что тут нашли отражение местное право обычаев и новые нормы, выработанные в процессе выделения горожан в обособленное сословие феодального общества - мещан, и, что города ВКЛ управлялись не немецким, а городским (мещанским) правом Беларуси и Литвы. Следовательно, белорусские города не просто переняли новые принципы жизни, но и прикрепляли их до своих условий и особенностей. Магдебургское право дополнялось тут местной традицией, поэтому организация и функции органов самоуправления в разных городах Беларуси могли либо совпадать, либо иметь значительные отличия между собой.

Однако в общем организация административной и судовой власти по нормам Магдебургское право в Белорусских городах ставила их в этом плане на один уровень с европейскими. Как отмечает А.П.Грицкевич, получение магдебургского права городами Беларуси и Литвы означало, что они достигли достаточно высокого экономического и социального уровня и сравнялись в этом соотношении со многими немецкими и польскими городами.

Одновременно с магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный герб. Древние гербы белорусских городов - необычайно интересное явление. Существование этого атрибута свидетельствовало о довольно высоком экономичном и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти. Впервые изображение герба Гродно зафиксировано на печатях городского самоуправления 2-ой половины 16 века.

В соответствии с привилеем, пожалованным королевой Боной в 1540 году, войту и лавникам разрешалось иметь печать. На печати 1565 (наиболее ранней из известных) изображен стремительно бегущий благородный олень с крестом между рогами (так называемый олень святого Губерта). В средневековой Европе святой Губерт считался покровителем охотников, и эта эмблема не случайно стала Гродненским гербом. Охота была одним из основных занятий жителей Гродно, расположенного в непосредственной близости к огромным лесным массивам - Гродненской и Беловежской пущам.

Герб Несвижа представлял собой щит, разделенный на две части: в правой, золотистого цвета, - половина черного орла, а в левой - десять косых полос голубого, красного и золотистого цветов.

В 1634 году Мстиславль получил магдебургское право и герб - “Малую погоню” в виде рыцарской руки с мечом. Флаг Мстиславского воеводства был лимонно-желтого цвета с белой “Погоней” на красном поле. В это время происходит значительное развитие города, чему способствовала либертация - освобождение Мстиславля на 6 лет от налогов и солдатских постоев, которое выдал сейм Речи Посполитой. Мстиславские купцы ведут активную торговлю не только с городами Беларуси, Украины и Польши, но и с соседней Московской державой - Смоленском, Брянском, Калугой, Тулой, Калугой, Москвой и Казельском.

В 1590 году магдебургское право получила и Лида. Рада этого города имела свою печать с изображением льва, символизирующего мужество горожан в борьбе против внешних врагов.

3. Права городов, пользовавшихся правом.

В грамотах польских королей, которыми даровалось Магдебургское право отдельным городам, говорилось, что король отменяет “все иные Права польские, литовские и русские и все иные обычаи, которые были бы несогласные с Правом немецким магдебургским”. Город освобождался от власти воевод, панов, старост, судей и подсудков, наместников и других урядников; горожане не обязаны были отвечать перед ними в чем-либо и кто бы на них не сослался. В городах устанавливался свой собственный суд. Жители городов были освобождены от обязанности нести воинскую повинность, являться на посполитное решение. Мещане так же освобождались от толок и гвалтов, от подворной повинности, задерживания гонцов и послов. Правда, на деле ни кто не мог дать ни каких гарантий от вмешательства городских “мужей”. Однако мещане приобрели право на свободную торговлю, значительную площадь земли вокруг города (например, Несвиж получил 100 валок), а так же право на “вход” в хозяйские лесные просторы и воды (для выпаса животных, пользования дерева для строительства и отопления, охоты и рыбной ловли). Они обязаны были поставлять только обоз для войска. Города получают право владеть поземельною собственностью, тогда как раньше этим правом пользовалось только шляхетство.

Крупные города с Магдебургским правом, размещенные на важных торговых путях, строили для иностранных купцов гостиные дворы (в Полоцке, например, их было 4). Обязанности же “вольных” городов были небольшими. Фактически, они сводились до выплаты пошлин в государственную казну (магистрат распределял его по всем мещанам), в том числе и необычные налоги на военные нужды. Исходя из этого, можно сказать, что мещане городов с Магдебургским правом являлись, в прямом смысле, тоже привилегированной социальной прослойкой населения Беларуси того времени.

Ряд городов и местечек получили не полное Магдебургское право, а только некоторые элементы самоуправления. Например, Сураж, Ула, Вялиж и другие маленькие города имели только собственный войтовский суд.

В админинстративно-правовом плане самоуправление благодаря Магдебургскому праву окончательно отделило город от волости. Дав мещанам юридические гарантии частной собственности, точный экономический стимул, оно создавало благоприятные условия для хозяйственного развития города. Это ускорило развитие общества и формирование социальных слоев. “Хотя форма муниципального управления - говорит профессор М.Ф.Владимирский-Буданов - принесена была в Польшу, Литву и Русь готовой, сложившись окончательно в Силезии, хотя история городского устройства в Польше чрезвычайно бедна движением, тем не менее можно открыть в ней три последовательных ступени:

1) В самом начале власть войта не принадлежит городской общине

2)Потом при усвоении городской общиной власти войта, она управляется замкнутой радой

3)Власть рады ограничивается представительными общинными учреждениями”

Но такой исторический путь города проходили не вместе: один начал его в 14 веке, другой в 17 веке. Войтовская власть составляла существеннейшую и важнейшую часть муниципального управления. Все живущие в городах должны были повиноваться войту; ему же принадлежала и судебная власть, хотя он не мог приговаривать без совещания с присяжными. Войт, по мнению некоторых исследователей, стоял отдельно, ему подчинялся магистрат. Другие ученые предполагают, что войт входил в магистрат. Органы городского самоуправления являлись также и апелляционной инстанцией на решения суда магистрата. В сравнении с нормами Магдебургского права, войты городов Великого Княжества Литовского имели более широкие полномочия. Более широкими были и их источники доходов. В грамоте на магдебургское право Пинску (1581) указывалось, что мещане должны из своей среды избирать войта.Такая административная должность, как войт, упоминается еще в княжение Марии Семеновой (1481). Он председательствовал на заседаниях городского управления и выполнял полицейско-дисциплинарные функции. В качестве содержания войт получал долю из суммы денежных штрафов и судебных издержек, солидный земельный надел в городе право содержания мясной лавки на городском рынке и др.

Решения войта, принятые без участия рады, считались недействительными. Войты не беспокоили себя выполнением наложенных на них обязанностей. Поэтому они назначали себе наместника-лентвойта, на которого ложилась ежедневная работа по наблюдению за деятельностью магистрата.

Рада должна была собираться в ратуше не менее одного раза в неделю, или столько, сколько для этого требуют дела. Предметом обсуждения на ее заседаниях были вопросы, которые касались общих интересов города. Так, например, рада Могилева в 1626 году в противодействие самовольству великокняжеских сборщиков налогов, добивалась права самим собирать налоги и сдавать их в казну. В некоторых случаях для обороны прав горожан рада принимала свой статут, как это было, например, в Орше в 1621 году.

Раде подчинялись ремесленники города, и она определяла наказания для нарушения цехового устройства. Для обороны интересов ремесленников и торговцев рады некоторых городов запрещают деятельность тех особ, которые не подчинялись городским властям. Особенностью Магдебургского права в городах Великого Княжества Литовского было сохранение роли схода горожан, особенно в выборе служебных особ.

Благодаря тому ,что государственные должности в Польше, в том числе и войтовство, могли отчуждаться посредством дара или купли, многие богатые города воспользовались этим и рано скупили войтовство. Все права таким образом переходили к городской общине. В таких городах, которым это удалось, на первый план выступает рада. Рада в польских и в литовско-русских городах не имела такого значения, как в силезких. Она не была строга разграничена от лавы, то есть коллегии присяжных (лавников). Обычно та и другая была под именем магистрата, причем лаве поручалось судебная власть, раде - заведование текущими делами и управлением городом. Члены лавы (лавники), заседали в суде, вели следствие и выносили приговоры. Число лавников в разных городах было не одинаково: в Магдебурге было 12 вместе с войтом, по числу апостолов (кроме Иуды) - 11. В других городах - 7,6 и даже 3 человека. Сначала они избирались общиной и приносили присягу; потом по мере выбывания членов лава пополняла уже сама себя. Было несколько родов муниципального суда на восемь пространств, где действовало Магдебургское право: 1)суд великий бургробский 2)солтысский 3)выложенный 4)поточный или potrzebny.