Смекни!
smekni.com

Магдебурское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси (стр. 3 из 4)

А так же был гостиный суд и “горячее право”, то есть суд над преступниками, пойманных на месте преступления. Первые три рода судов действовали в известные сроки, все прочие по мере необходимости. Во всех судах присяжными были одни и те же городские лавники.

Вместе с серьезными происшествиями (убийства, грабежи, и т.д.) в судах рассматривались бытовые дела, так как в Магдебургском праве были детально разработаны разнообразные вопросы. Был там и один очень интересный артикул, который предусматривал лишение ремесленника права заниматься ремеслом за убийство собаки или кота.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в судебных разбирательствах обе стороны пользовались услугами адвокатов. Например, при решении Полоцкой ратушей (1638) дела о неспособности Яна Каськевича к семейному сожительству, ее слушание было отложено на четыре недели пока Ян Каськевич не найдет себе адвоката. Для сравнения отметим, что в России адвокатство было создано только в 1864 году. (Отсюда видно, что наша страна опережала в некоторых важных вопросах Россию более чем на 200 лет!!!) К тому же городское сословие России никогда не имело прав на самоуправление по типу магдебургского!!!

Рада первоначально состояла из бурмистров и коллегии радцев, избираемая войтом из представленных ему общиной кандидатов. Основной обязанностью бурмистра было ведение заседания магистрата в качестве старшины. В его компетенции были также вопросы контроля за деятельностью коммунальных служб, расходы городской казны, наблюдение за общественным порядком и т.д. Как войт, так и бурмистры, обязаны были принимать решения только после согласия всех радцев. Но войт и бурмистры часто нарушали нормы городского самоуправления, о чем говорят многочисленные жалобы горожан Великому Князю, а затем и королю “на свавольства мужоу, якiя крыуды i уцiскi мяшчанам чыняць”.

В соответствии с нормами Магдебургского права члены магистрата, войт и бурмистры охранялись от посягательств на их жизнь, честь и достоинство. Уставы городов предусматривали самые суровые наказания за их нарушение. Членами рады могли быть выбраны только законнорожденные, зажиточные мещане, которые были “при состоянии” не менее 3-5 лет. Рядовые мещане редко попадали в число “электов” или “ратманов”.

Рада заботилась об увеличении общественного добра, смотрела, чтобы не было дороговизны на пищевые продукты. Рада наказывала перекупщиков, если бы они, вопреки распоряжениям рады, начинали продажу ранее определенного срока. Рада так же следила за тем, чтобы меры и весы были в надлежащем состоянии. Она обязана была не допускать раздоров в городе, оборонять вдов, сирот, не позволять распространения азартных игр. Постановленное в ратуше, с ведома и позволения старших из поспольства, все горожане обязаны были исполнять под страхом наказания. Радцы ежегодно обязаны были отдавать отчет во всех городских суммах перед старшими из поспольства. Когда городское общество приобретало войтовство, всеми выгодами этого пользовалась рада. К ней переходило право представителя - бурмистров (прежде они назначались из радцев старостою и войтом. Число бурмистров было 4,6 и более; правили они по очереди). В конце концов рада совершенно уничтожило выбор бурмистров и установило представительство своих членов по очереди. Рада установила себе право выбирать своих сочленов на место выбывающих, а так же лавников (городская община потеряла даже право представлять кандидатов, чем она пользовалась при войтах). Рада издает городские постановления - вилькеры, которые имели такую же обязательную силу, как и государственные законы. “Во всех городах Речи Посполитой, - по словам проф. М.Ф.Владимирского-Буданого - рада поставляет общественную самодеятельность корыстно сосредотачивая власть и богатство городское в руках своих членов, и в большей части городов Литвы и Руси стремится к подавлению русской национальности и православной веры”.Первоначально обе национальности в раде пользовались равноправностью, и жалованные грамоты русским городам на Магдебургское право приказывали непременно составлять раду города из двух национальностей. Но постепенно в некоторых городах польская национальность вытеснила русскую и нередко принимала меры ,оскорбляя религиозное чувство православной части населения. Эти злоупотребления иногда вели к учреждению в городах нескольких рад. В некоторых (немногих) городах были учреждены особые коллегии для поспольства из 7,20,30,большею частью из 40 представителей. Эта коллегия получала законодательную власть, собиралась в известные времена года, имела своего регента и посылала своего представителя на сейм. С радой она вела постоянные споры, внося еще большую путаницу в муниципальное устройства города. В конце концов правительство решило уничтожить в Литве во всех городах кроме 11 больших и старейших (Вильни, Лиды, Трока, Ковна, Новогрудка, Волковыска, Брест-Литовска и Гродно).

На Беларуси Магдебургское право было отменено по приказу Екате-рины_2 в Могилевской губернии в ноябре 1775 года, в Минской - в мае 1795, в Западной губернии Беларуси - в декабре 1795 года.

4. Магдебургское право в 16 – первой половине 17 веков.

16 - первая половина 17 века в истории Беларуси и ее городов явилось временем развитого феодализма, существования относительно единого государства с общим законодательством, ростом внутреннего рынка, заметного сдвига в уровне производительных сил, торговле. Вместе с тем это период усиления крепостничества, расширения “вредных привилегий” (К. Маркс) дворянства в виде права беспошлинной торговли изделиями своих поместий и ввоза иноземных промышленных товаров, права на исключительное положение в городах в качестве владельцев городских земельных участков, домов, лавок (юрисдика) и носителей собственной судебно-административной власти над горожанами, проживающими в их городских владениях (юрисдикция). Это время усиления в стране феодальной анархии и ослабления авторитета верховной власти, роста налогов, обострения внешнеполитического положения Великого Княжества Литовского и затем Речи Посполитой, что привело к войнам, сопровождавшимся разорением целых районов страны. Столь сложная обстановка, несомненно тормозила развитие городов. Но она не могла остановить происходивших в них процессов экономического прогресса.

По далеко не полным данным ,городское население Беларуси составляло 0,16 всего числа жителей страны - удельный вес, обычный для большинства феодальных стран Европы. Правда по числу городов Беларусь уступала многим странам. Общественные и внутриполитические условия помешали так же возникновению крупных городов. И тем не менее белорусские города 16 - первой половины 17 века обнаруживают все признаки прогресса. Это обстоятельство нашло свое отражение в идеологической борьбе того времени. Экономическая жизнь городов и рожденные ею имущественные и социальные контрасты питали общественные взгляды белорусских гуманистов и представителей реформационного движения. Несомненно, такое влияние экономических явлений городской жизни на область идеологии и культуры оказалось возможным прежде всего потому, что они достигли высокого для того времени уровня и формировали, так сказать, жгучие вопросы социальной действительности.

В городах увеличилось количество частных юрисдик и росла частная юрисдикция, которая теснила городскую общину, ухудшала ее положение и ослабляла ее роль в городе. Однако процесс экономического развития городов как центров ремесла и торговли сколько-нибудь существенно не менялся.

Город отгородился от деревни, мещане отделились от шляхты и от крестьянства, группируясь в особый социальный класс, особое положение. Торговцы разбивались на гильдии или на сотни, ремесленники на цехи. С появлением цехов улучшается качество производимых ремесленниками товаров, и благодаря этому расширению торговли. Начинается расцвет экономики нашей страны. Однако заметная роль товарного производства, сложившаяся имущественная дифференциация среди мастеров, деятельность скупщика-посредника привели к тому, что цехи Белоруссии не знали тех классических форм регламентации производства и сбыта, которые отличали цеховой строй в городах Западной Европы в пору его расцвета. Они не устранили вне цехового производства и не добились полной монополии на местном рынке.

Основным препятствием на пути социально-экономической политики цехов в этих областях явились, с одной стороны, превращение ремесла в товарное производство, с другой - частновладельческие юрисдики в городах. Многие из живших на них ремесленников не входили в цехи и работали, не соблюдая цеховых норм и регламентаций. Очевидно, цехи в белорусских городах не были выражением органической потребности самого производства. Не случайно среди имущей верхушки мастеров проявлялось особенно заметное в первой половине 17 века стремление избавиться от цехов. Однако ремесла, работавшие на заказ, прочно держались цеховой организации, да и основная масса мастеров - членов городской общины - видело еще в цехе средство обеспечения сбыта своих изделий и сдерживания конкуренции частновладельческих ремесленников. Проявилась и тормозящая роль цехов.

Параллельно и в связи с развитием ремесла белорусские города превращались в центры торговли. Внутренняя торговля связала постоянным обменом города и местечки, втянула в процесс обмена феодальное поместье и в известной мере крестьянское хозяйство. Город, таким образом, сформировал внутренний рынок и способствовал его дальнейшему развитию.