Смекни!
smekni.com

Законность как важнейший фактор обеспечения прав человека и гражданина (стр. 2 из 4)

Подобные дефиниции охватывают все субъекты права и общественные отношения в целом, но не раскрывают специфику законности относительно конкретных институтов правоохранительной деятельности. Имеются лишь отдельные попытки рассмотрения законности с учетом особенностей конкретного типа государственных органов или направления правоохранительной деятельности. H.JI. Гранат, например, определяла законность в правоохранительной деятельности, как «...основанный на Конституции и других актах законодательства режим функционирования правоохранительных органов и их должностных лиц, в процессе которого обеспечивается неуклонное соблюдение и исполнение требований правовых норм»15.

Современное понимание законности сформулировал известный ученый-правовед В.Н. Бутылин: «Понятие законности неотделимо от реальности провозглашенных в Конституции России прав и свобод человека, воплотивших естественно-правовые принципы и ценности»16. На наш взгляд, такой подход является наиболее усовершенствованным и методологичным. Используя это определение в качестве основы и учитывая, однако, что понятие «режим» предполагает систему непременных условий достижения какой-то цели и в этом смысле выступает уже как средство.

Законность - это сложное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понималось - широко или узко. Законность является фундаментальной категорией всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. По мнению В.М. Корельского и В.Д. Перева- лова, данная сторона правового регулирования охватывается такими юридическими категориями, как «реализация права», «применение права», «правомерное поведение», «правоотношение», «эффективность права».

Поэтому ее содержание следует рассматривать в трех аспектах: а) в плане «правового характера» общественной жизни; б) с позиций требования уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Таким образом, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства17.

А.Ф. Черданцев считает, что законность - это, прежде всего, принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения норм права, законов субъектами, к которым они адресованы18. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата и политической системы в целом, так как органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы19.

Важным свойством законности является то, что она выступает в качестве необходимого условия и неотъемлемой части демократии. Без законности не может существовать и функционировать демократия. По мнению М.Ю. Тихомирова, законность - важнейшее проявление демократии, поскольку власть народа реализуется в установлении и надлежащем исполнении законов и иных правовых актов20.

В.В. Лазарев определил законность как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений. В данном случае эта позиция представляется наиболее убедительной21.

Н.В. Витрук трактует законность как неотъемлемое качество правовой системы в целом, особое состояние общественной и государственной жизни, режим функционирования правового государства22. Существенное значение он придает содержательной характеристике самих норм права (конституции, законам, подзаконным, включая ведомственные, актам и др.), их аксиологической оценке. По мнению Н.В. Втрука, содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

В.Н. Хропанюк считает законность основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов. «Законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом; это есть полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права»23.

«Законность - атрибут существования и развития демократически организованного общества», - пишет Д.Н. Бахрах24. Она обязательна для всех элементов государственного механизма (государственных органов и иных организаций, служащих), гражданского общества (общественных, религиозных организаций, средств массовой информации) и для всех граждан. Законность предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Проведение его в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость, надежность правопорядка25.

Современные реалии требуют, прежде всего, определения мировоззренческо-методологической основы законности. В гносеологическом плане это выражается в том, что имеющийся теоретико-эмпирический материал следует использовать в качестве «научного плацдарма» для выхода на более высокий уровень обобщения.

Юридическая наука рассматривает законность в социальном, политическом, юридическом и психологическом аспектах. Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Политический аспект выражает необходимость принятия и выполнения таких решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права. Юридический аспект проявляется в правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых в конкретно-исторический период развития общества правовых норм. Психологический аспект законности выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства.

Законность как общественный феномен выступает результатом взаимодействия различных факторов, которые и определяют ее природу. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического толкования.

Одним из нравственных начал содержания законности может выступать категория долга как следствие проявления определенного уровня сознания26. При этом долг имеет как условное, так и обязательное значение. В последнем случае он, как правило, закреплен в норме права в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия.

Другое этическое основание - понимание того, что справедливо. Обсуждая те или иные действия, люди называют их полезными или вредными, с точки зрения как морали, так и закона. Такая оценка ведет к доминированию в законности двух начал: обязательности (справедливости) и желательности (полезности). Это относится и к деятельности субъектов, и к последствиям применения норм права. Таким образом, с нравственной позиции законность представляет собой юридическую форму выражения идеи справедливости.

Правовой режим означает создание таких правовых условий функционирования общественных отношений, которые характеризуются правомерностью этих отношений, т.е. соответствием поведения различных субъектов закону и иным, основанным на законе, нормативным актам. Эти правовые условия могут быть обозначены и как состояние правомерности общественных отношений, как прочная правовая атмосфера, при которой поведение всех участников основано на законе. Такая интерпретация законности как правового режима соответствует и терминологическому значению понятия «режим», которое употребляется, в частности, и для обозначения определенных условий существования, функционирования чего-либо.

Определение законности через понятие «правовой режим» нам представляется плодотворным и перспективным. Такой подход позволяет более глубоко раскрыть сущность законности, подчеркнуть мысль о том, что в государстве не только выдвигаются требования ко всем субъектам общественных отношений сообразовывать свою деятельность и поведение с нормами права, но и создается прочный режим неуклонного соблюдения участниками общественных отношений всех издаваемых норм права.

Для того чтобы закон или иной нормативный акт содержал правоопределенность, он должен соответствовать общепризнанным стандартам мировой правовой культуры. Во- первых, в законе в четких юридических понятиях должны быть закреплены в связи с конкретными потребностями, интересами права и обязанности граждан, государства и других участников, источники и механизмы их осуществления. Во-вторых, показан тот государственный орган, который обеспечивает осуществление закрепленных правовых норм. В-третьих, закон должен открывать простор для действий участников общественных отношений, граница которых - права человека, социальный прогресс, демократизм государства. В-четвертых, закон предполагает указание на меру наказания за нарушение определенных в нем норм. В-пятых, закон как культурная ценность не может находиться в коренном противоречии с духовностью народа. В-шестых, закон должен содержать в себе механизм воплощения его в жизнь27.