Смекни!
smekni.com

Развитие общества и прав человека и гражданина (стр. 2 из 5)

Субъектом свобод в Хартии, согласно ее тексту, выступал «свободный человек», что создавало возможность для личности при освобождении от крепостной зависимости утверждаться в правах и свободах, пользоваться их гарантиями.

Пункт 39 Хартии сосредоточил в себе фундаментальные принципы гражданской свободы: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны»9.

Пункт 40 дополнял 39: «Никому не будем передавать права и никому не будем отказывать в них или замедлять их»10.

Пункт 49 определял право на свободу передвижения: «Пусть будет каждому позволено впредь выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности...»

Согласно пункту 13, Лондон, другие города, местечки, порты «имели все вольности и свободные обычаи». Эти субъекты прав своими вольностями создавали пространство свободы для личности.

Пункт 45 требовал, чтобы судьи, равно как и представители административной власти, назначались лишь из людей, сведущих в законах и соблюдающих их11.

К первой половине XV в. относится приказ Хабеас корпус акт как средство восстановления свободы, поскольку на его основе всякий, считающий себя незаконно лишенным свободы, может обратиться к судье с просьбой приказать задержавшему доставить его в суд.

Период феодализма был эпохой, в ходе которой осмысливались и получали формулировки отдельные принципы, права и свободы. Принцип бессословности общества вырастал из революционных движений городов и крестьянства. В религиозных войнах XVI-XVII вв. рождалось право свободы совести. Понятие «права человека» приобрело новые черты с появлением производителя, вовлеченного в производственный процесс как собственника лишь своих рабочих рук. Крупным прогрессивным шагом правового положения личности явились буржуазные революции. Буржуазное учение о естественном праве отражало новый взгляд на человека как на изолированного индивида, наделенного определенными врожденными, неотъемлемыми и лишь разумом познаваемыми правами. Права человека предшествуют не только государству, но и обществу. Это определило разграничение прав человека и гражданина в буржуазных государствах еще задолго до того, как оно получило отражение в Конституции и иных законодательных актах.

Кризис феодального строя шел исторически неравномерно, как и буржуазные революции, вызывавшие падение самого строя. Первой страной, интенсивно развивающейся в экономическом и духовном отношениях, сумевшей освободиться в 1566-1609 гг. от владычества испанского абсолютизма, была Голландия. К 1640-1649 гг. и 1688-1689 гг. относятся революционные события в Англии. В отстаивании демократических прав личности антифеодальная революция имела резерв прогрессивных идей. Например, английский юрист Кок в начале XVII в. утверждал, что

Англия уже имеет конституцию в виде Великой Хартии вольностей в единстве с прерогативами парламента.

В ходе гражданской войны принцип естественных прав в отношениях с государственной властью стал компонентом антифеодального сознания английского общества. Оно прониклось идеей неотчуждаемости прав, принадлежащих человеку от рождения. К ним относятся: право на жизнь, собственность, свобода передвижения, вероисповедания, мысли, а также право народа на восстания против власти, узурпировавшей естественные права граждан.

Большой научный вклад в определение прав человека внес философ, экономист и политический мыслитель Дж. Локк (1632-1704). Догосударственное естественное состояние людей понималось им как состояние полной свободы. «Волевые действия людей в этот период независимы, сдерживаются лишь голосом природы, требующим не навредить друг другу»12. Дж. Локк полагал, что из естественного состояния люди выходят из-за чувства страха, вследствие недостаточной обеспеченности своих прав. Он значительно продвинул познания о частной собственности как праве, стоящем в одном ряду с правом на жизнь и личную свободу и считал их основополагающими. Отстаивал неприкосновенность прав человека для государства и законов, которое оно издает, утверждал, что полной свободой люди пользуются, когда могут располагать свободно своей особой, своими действиями, своим имуществом согласно законам, под действием которых живут. Общественному осознанию прав человека соответствовала законодательная деятельность английского парламента, которая начиная с периода гражданской войны и до конца ХУП в., шла весьма интенсивно.

Хартия вольности толковалась как распространяющаяся на всю нацию. С опорой на ее статьи утверждалось право неограниченной частной собственности, включающее свободу торговли, отмену ограничений права на землю, отмену дарованных королем монополий, право неприкосновенности личности и полученных доходов.

Такие права, как свобода совести и личности, были провозглашены в 1649 г. специальной Декларацией английского парламента.

Намечалась политика смягчения уголовных кар. Суд присяжных рассматривался как единственный выносящий уголовное наказание.

В период гражданской войны утверждалась идея свободы слова и бесцензурной печати.

Упрочение процедуры Хабеас корпус акт было достигнуто принятием в 1679 г. особого акта. Данный закон закрепил процедуру выдачи судом требования о сообщении суду оснований лишения свободы. В акте указывалось, что лица, арестованные по обвинению в тяжких преступлениях, не могут получить Хабеас корпус. Однако требовалось, чтобы обвинение в этих преступлениях было точно и ясно указано в предписании об аресте, что исключалось возможность подведения под эти преступления иных преступлений и проступков. Были разработаны такие гарантии, которые обеспечивали быстроту совершения правосудия, а также меры воздействия на лиц, которые в нарушение постановления суда нарушали сроки представления виновных к суду13. На первый раз на них возлагался штраф в 100 фунтов, во второй раз штраф составлял 200 фунтов, и следовало увольнение от должности.

Акт 1679 г. предусматривал задержания лишь по уголовным делам. В период, завершивший английскую революцию, был принят Билль о правах, утвержденный в 1689 г.14, подтвердивший прежние вольности Хартии. Утверждая личную свободу, Билль указывал: «...и чрезмерное денежное поручительство требовалось от лиц, задержанных по уголовным обвинениям, чтобы обойти облегчения, которые даруют законы, учрежденные для ограждения личной свободы». Вследствие этого пункт 10 первой статьи Билля устанавливал: «Не должно требовать чрезмерного обеспечения при отпуске личности на поруки».

В 1694 г. парламент отменил акт о цензуре, с тех пор считается, что в Англии де-юре устанавливалась свобода печати. В 1700 г. законом была утверждена несменяемость судей.

Английская система прав граждан и их гарантии воспринималась правосознанием Европы как определенный прообраз типичных для каждого человека определенных прав и свобод.

К середине XVIII в. во Франции сложилась группа мыслителей, определивших антифеодальное сознание своего времени. К ним относились Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо. Эта группа и ряд других теоретиков разработали новые подходы в интерпретации идеи естественного догосударственного состояния, общественного договора как способа создания государства для защиты прав человека.

При всех различиях и взаимной полемике, французская политическая мысль создала передовую для своей эпохи доктрину прав человека и гражданина. Теории французского просвещения были источником одного из наиболее значительных правовых актов человеческой истории Декларации прав человека и гражданина 1789 г.15. Принятый в ходе Великой французской революции, этот правовой акт дословно воспроизводил формулы теоретиков. В соответствии с Декларацией осуществление всех естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом, дозволялось все, что не запрещено законом. Ст. 2 объявляла важнейшим правом человека выражение мыслей и мнений. Статьями, запрещающими обвинение, незаконное задержание (ст. 7, 8), конкретизировалось право на личную безопасность. Наказания устанавливались в силу закона. Ст. 9 провозглашала: «Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное, то в случаях задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом»16.

Провозглашенное в ст. 2 право собственности как естественное право человека конкретизировалось в ст. 1717. В целом различие прав человека и гражданина недостаточно строго проведено в содержании статей (ст. 11, 12 связывали права как с человеком, так и с гражданином). В ряде статей, устанавливающих права и обязанности, использованы термины «каждый», «никто» (ст. 7, 9, 10). Объективная истинность прав и свобод, сформулированных в этом акте, доказана исторической практикой, вследствие чего принципы и права стали частью содержания Всеобщей Декларации прав человека, Пактов о правах, а также вошли в содержание современных конституций, в том числе и Конституции РФ.

В 70-е годы XVIII века в борьбу с Англией вступили ее собственные колонии на американском континенте, в результате в 1787 г. конституционно утвердилась новое государство - США.

Экономическая система возникшего государства основывалась на использовании рабского труда африканских невольников в обширных плантаторских хозяйствах и на завоевании территории коренного населения.

Идеологическое обоснование процесса борьбы за независимость исходило из права на сопротивление деспотизму. Так, Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) считал рабство несовместимым с правами человека и был сторонником собственности, в которую вложен труд ее владельца. Он является автором Декларации независимости США, которая гласит: «Мы считаем очевидным следующие истины: все люди сотворены равными, и все одарены своим, Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою власть из согласия управляемых»18. Но это право не распространялось на рабов и «дикарей», как называли индейцев.