Смекни!
smekni.com

Развитие общества и прав человека и гражданина (стр. 3 из 5)

В принятой в 1787 году Конституции США отсутствовал перечень прав и личных свобод граждан, среди гарантий которых утверждался как наиболее общий принцип разделения властей, предотвращающий возможность тирании. Конституция запрещала формирование юридически привилегированных сословий путем жалования дворянских титулов (ст.1 раздел 10). Однако целый ряд прав остался за пределами Конституции, что вызвало в скором времени принятие 10 поправок Конституции, вступивших в силу в 1791 г. (при активном участии Джефферсона)19. Поэтому почти одновременно с Декларацией прав человека и гражданина, принятой в эпоху французской революции, Конгресс принял 10 поправок, которые получили название Билль о правах, ставших частью Конституции США и вступивших в силу после ратификации в 1791 г.20.

Первая поправка провозглашает свободу совести, свободу слова и печати, право мирных собраний, право петиции.

Вторая поправка дает гражданам как народу, обеспечивающему безопасность свободного государства, право хранить и носить оружие.

Четвертая содержит комплекс прав неприкосновенности жилища, личности, бумаг, запрет необоснованных обысков и арестов.

Пятая поправка провозглашает право на жизнь, свободу, право частной собственности, каковая «не должна опираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения», и лишение права только при условии законного судебного разбирательства. Поправка также утвердила суд присяжных.

Принципы уголовного правосудия и права гражданина в уголовном процессе включают право не быть судимым дважды за одно и то же преступление, право не свидетельствовать против себя в уголовном деле. На основании шестой поправки гражданин имеет право на защиту в случае уголовного преследования, а в качестве обвиняемого может требовать сообщение о характере и мотивах обвинения, а также очной ставки со свидетелями, показывающими против него, принудительного вызова своих свидетелей.

Вместе с тем Билль о правах не внес изменений в вопрос о рабстве. Лишь в 1865 г. вступила в силу 13-я поправка, запретившая существование рабства21. Поскольку в этой же поправке запрещался принудительный труд, она истолковывалась в этой ее части как право на труд.

При всей своей социальной противоречивости Конституция США, сопровождаемая многовековой традицией толкования Верховного Суда, сформулировавшего большинство последующих поправок в XIX-XX вв. в области прав человека, осталась в истории наиболее устойчивой Конституцией.

В России в XVIII в. крепостнические общественные отношения были основательно потрясены крестьянской войной под руководством Емельяна Пугачева 1773-1775 годов. Это крестьянское движение показало, насколько велик потенциал народных масс к социально-политическому творчеству, к формулированию прав и свобод личности. Крестьянская война в России, как и войны в Западной Европе, стихийно отразила потребность в изменении общественных условий существования крестьянства и работных людей.

В XIX в. наиболее значительным до отмены крепостного права было вооруженное выступление декабристов в 1825 г. Это была попытка изменить общественное и политическое устройство России на основе утверждения прав человека22.

В Уставе Союза благоденствия говорилось: «Союз старается также укрощать и искоренять властолюбие и презрение прав человеческих... и убедить всякого в истине, что общее благо народа требует непременно частного, и что каждый человек, какого бы он сословия ни был, вправе им пользоваться»23.

В целом вся система личных прав и свобод, провозглашенных в таких странах, как Англия, Франция, США, признавалась всеми участниками декабристского движения. Абсолютное самодержавие и крепостное право подлежали немедленному уничтожению, поскольку посягали на права человека. Поэтому и в основе вооруженного выступления лежало правовое основание.

Конституционные проекты П.И. Пестеля подробно определяли права человека24. При отмене крепостного права решался вопрос не только о личных свободах крестьянина. В неразрывной связи с ними ставился вопрос о его праве на землю. П.И. Пестель решительно высказывался за конфискацию помещичьих земель и наделение землей каждого желающего ее обрабатывать.

Запасным фондом для обеспечения права личности на землю являлся государственный земельный запас. По убеждению П.И. Пестеля этот запас мог предохранить человека в России от нищеты и пролетаризации - бедствий стран Западной Европы и США, где к тому же использовались рабы.

Убежденный республиканец, П.И. Пестель предлагал введение всеобщего избирательного права для мужского населения без какого-либо ценза с 21 года.

Декабристам не удалось уничтожить крепостничество и абсолютизм, но в последующие десятилетия после разгрома декабристского движения права человека не позволили замолчать два идейных направления: «Западники» и «Славянофилы». П.Д. Чаадаев, к примеру, оценил состояние России как состояние застоя и одиночества среди развивающихся государств Западной Европы. В социальном плане мысль П.Д. Чаадаева была сосредоточена на необходимости уничтожения крепостного права, как факта, когда одна часть населения владеет другой.

«Славянофилы» глубоко понимали различия гражданского общества и государства. Положение личности определялось состоянием и уровнем развития общественной жизни. Личность в России для славянофилов была, прежде всего, личностью крестьянина, который, как труженик имел свою этику, свою духовную жизнь, свое человеческое достоинство. По их мнению, из прав личности в общественной жизни, прежде всего, следовало утвердить свободу слова25.

В определенной мере правота западников в споре со славянофилами выявилась в том, что реформы 60-х гг. XIX в. открыли дорогу личным правам. Вместе с тем широкого наделения крестьянства землей и утверждения политических прав личности не произошло, что сказалось на революционных событиях в начале XX в. в стране.

Таким образом, в XIX в. сформировалось первое поколение прав человека. Первым поколением прав человека стали традиционные либеральные ценности, сформулированные в процессе буржуазных революций, а затем конкретизированные в законодательстве демократических государств: свобода слова, совести и религии, право каждого гражданина на участие в государственных делах, равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность, свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования стали выдвигаться, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных притязаний граждан. Первые десятилетия XIX в. выявили неравноправие в области гражданских прав. Капиталистическое общество не могло развиваться и воспроизводить себя, не порождая большие массы людей наемного труда - рабочий класс. При этом капитализм XIX в. не был процветающим обществом. Повсеместными были безработица, нищета масс, детский и женский труд, не защищенный законодательством, 14- часовой рабочий день. Движение в защиту своих прав, своего человеческого достоинства рабочий класс начал под лозунгом неполноты признанных прав человека, необходимости новой декларации прав человека.

В 40-е годы XIX в. значительный вклад в становление новых прав внесло английское рабочее движение. Своей целью оно провозгласило необходимость принятия и осуществления Хартии о правах человека (отсюда название движения - чартизм). Право на труд, на социальный минимум существования связывалось сторонниками чартизма с необходимостью завоевания всеобщего избирательного права.

В 1842 г. в документах тред-юнионов Англии было заявлено, что у рабочих нет возможности пользоваться «полным продуктом» своего труда. Отразить в законах новые права, по мнению чартистов, можно было, лишь изменив социальный состав парламента, где не было рабочих. Представители чартизма взывали к идее естественного права, наполняя ее новым содержанием. Накопление частной собственности нарушало естественный закон, так как «один класс живет за счет других, в результате те, кто трудится, низводятся до положения рабов» - утверждалось в их программе26.

Идея нового права на «социальный минимум» понималась чартистами как возможность иметь жилище, достойную человека еду и одежду. Отсутствие всех этих прав рассматривалось как нарушение Великой Хартии вольности и Билля о правах. Провозглашенные в ней «прирожденные права англичанина» трактовались чартистами как неразрывные с «не отчуждаемыми правами человека».

Право на труд всеми антибуржуазными движениями понималось как «право на жизнь», поскольку отнять у неимущего человека его единственную собственность - способность к труду - означало лишить его способности жить. Рабочее движение европейского континента начиная с 30-40-х гг. XIX в. рассматривало право на труд как наиболее важное среди других прав.

Деятельность социалиста Виктора Кон- сидерана внутри рабочего движения Франции способствовало проникновению идеи права на труд как нового права в правосознание рабочих масс. Он писал, что будущая неизбежная революция будет совершена ради «положительных прав» теми массами, которые цивилизация держит в запущенном, полудиком состоянии. Это будет во всей своей обнаженности война того, кто не владеет , против того, кто владеет. Эта война подведет итог всем остальным. В. Консидеран писал, что право на труд столь же значимо, как право частной собственности.