Смекни!
smekni.com

Понятие и правовые основы прав несовершеннолетних (стр. 2 из 15)

С самых истоков ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. В соответствии с хадисом, традицией времен пророка Мухаммеда, одним из самых больших грехов является убийство детей из страха, «что они разделят вашу пищу». Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни[5].

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. предписывало «бить их кнутом нещадно».

В петровские времена родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь. Таким образом, можно констатировать улучшение положения детей.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 г., хотя начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX в. если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями)[6].

Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (ст. 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь. В XIX в. такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

В Своде законов Российской империи (ст. 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.

Особую роль в вопросе прав несовершеннолетних традиционно играло правосудие. Становление и развитие уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило неодинаково. В России до XVII в. не было гарантий защиты прав данной категории лиц. Уместно упомянуть работу Бычкова, одну из немногих рассматривающих данный институт всесторонне и полно.

В начале XVIII в. одной из гарантий защиты прав несовершеннолетних являлся запрет пыток в их отношении, но возрастные границы не указываются.

Впервые об особом статусе малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится в ст. ст. 143 - 150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления[7].

В XX в. были зафиксированы небывало высокие темпы преступности молодежи и подростков. Поэтому в конце XIX в. прогрессивные юристы Европы и Америки подняли голоса в защиту детей и подростков, поставили вопрос о необходимости создания для них специальных судов. В России специализированные суды по делам несовершеннолетних были созданы в 1910 - 1917 гг.

Первый такой суд начал действовать еще в 1910 г. в Санкт-Петербурге[8]. Суды для несовершеннолетних просуществовали в России недолго. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Декретом от 14 января 1918 г. суды для несовершеннолетних были упразднены.

После издания Постановления ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. в Москве и ряде других городов СССР дела о преступлениях несовершеннолетних были переданы в ведение общих судов с созданием специальных камер (участков) для рассмотрения дел подростков до 16 лет. Однако специальные камеры (участки), созданные при общих судах, просуществовали недолго, так как были упразднены Законом «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. (ст. 5), вводившим унифицированные организационные формы судебной деятельности страны[9].

В тот период было издано немало инструкций, директивных писем и приказов Наркомата юстиции СССР и Прокуратуры СССР. Эти акты, способствовавшие защите прав и интересов несовершеннолетних, носили в основном формальный характер.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних.

УПК РСФСР, вступивший в действие с 1 января 1961 г., включал главу 32, которая называлась «Производство по делам несовершеннолетних». Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целом воспринял подход УПК РСФСР 1960 г. к производству уголовных дел о несовершеннолетних (глава 50 УПК РФ), но с учетом положений современного законодательства Российской Федерации и тенденций к защите прав и законных интересов личности. Одним из наиболее приоритетных направлений в современном уголовном судопроизводстве является обеспечение защиты прав несовершеннолетнего обвиняемого. На основе историко-правового анализа системы ювенальной юстиции можно сделать вывод о поэтапном становлении в России системы защиты прав несовершеннолетних.

Далее, переходя к истории становления международной системы защиты прав детей, следует отметить, что деятельность международных правовых организаций в области регламентации статуса несовершеннолетних началась довольно давно.

Так, еще в 1924 г. Лига Наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних[10].

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой»[11].

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей[12]. При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер.

Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях[13].

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 г., Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 г., касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала упомянутая выше принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 г. Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющие действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство».

В 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.

В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад. В январе 1993 г. Комитет принял «Заключительные замечания», в которых, в частности:

- рекомендовал государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отражения правосудия в отношении несовершеннолетних;

- выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения и рекомендовал активно развивать альтернативные формы ухода за детьми, заменяющие уход в интернатных учреждениях;

- выразил озабоченность случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предложил «разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними».

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием СК РФ. По КоБС права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской опеки.