Смекни!
smekni.com

Акционерные общества (стр. 21 из 23)

' См.: ОчумвраХ. Указ. соч. С. 83. 2 Тарасов И.Т. Указ. соч. Вып. II. С. 131.


Во-вторых, право на контроль гораздо шире по содержанию, чем право на информацию, поскольку контроль не ограничивается простым ознакомле­нием с данными о деятельности общества. Оно дает возможность примене­ния специальных средств, среди которых можно назвать проверку ревизион­ной комиссией финансово-хозяйственной деятельности общества. Внеплано­вая проверка может быть проведена по требованию акционера (акционеров), владеющих в совокупности не менее чем 10 "/о голосующих акций общества (п. 3 ст. 85 Закона «Об акционерных обществах»). Акционер и сам может быть избран общим собранием членом ревизионной комиссии.

Для проверки финансово-хозяйственной деятельности общества собра­ние акционеров может утвердить независимого аудитора, с которым заклю­чается специальный договор. Практика привлечения независимых ревизоров получила широкое распространение в акционерных обществах, создаваемых в США, ангиии, фРГ. Однако их правовой статус в указанных странах опре­делен неоднозначно. В Германии ревизоры акционерного общества рассмат­риваются в качестве лиц, действующих на основании договора с правлением. Такая позиция в несколько видоизмененном виде получила отражение в ст. 86 российского акционерного Закона. В США и Англии ревизоров счита­ют агентами акционеров'. Анализируя компетенцию независимых ревизоров по акционерному законодательству Франции, М.И. Кулагин пришел к выводу о том, что они осуществляют свои обязанности на внедоговорной основе. В доказательство подобного утверждения приводятся следующие аргументы: а) при выявлении недостатков в деятельности акционерного общества проис­ходит немедленное уведомление прокурора, а не самого общества, что вы­глядело бы естественным при наличии договорных отношений; б) информа­ция о проверке в обязательном порядке предоставляется ревизорами агентам комиссии биржевых операций; в) размер вознаграждения деятельности реви­зоров определен законодательством^.

В-третьих, контроль осуществляется над финансово-хозяйственной дея­тельностью общества, а информация может касаться и иных вопросов, на­пример, организованных при созыве общего собрания акционеров (ст. 52 За­кона «Об акционерных обществах»).

Праву акционера на получение информации о деятельности общества со стороны последнего корреспондируют соответствующие обязанности, кото­рые можно разделить на две большие группы. К первой группе следует отне­сти обязанности общества по предоставлению безадресной информации. Они считаются исполненными надлежащим образом, если общество обеспечивает любому акционеру беспрепятственный доступ к информации, относящийся к определенной категории. Согласно п. 1 ст. 91 Закона «Об акционерных обще-

' См.: Зайцева В.В. Указ. соч. С. 55. См.: Кулагин М.И. Акционерное законодательство Франции. С. 193-194.


ствах», сюда можно отнести весь перечень документов, упоминаемый в п. 1 ст. 89 цитируемого Закона, за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа общества. Кроме обеспечения доступа к информации, открытое общество обязано осу­ществлять ее распространение путем ежегодной публикации в средствах мас­совой информации, доступных для всех акционеров данного общества. Тре­бования к характеру такой информации предусмотрены в ст. 92 Закона «Об акционерных обществах».

Во вторую группу войдут обязанности общества по предоставлению ад­ресной информации, то есть определенных сведений конкретным лицам. Прежде всего здесь следует упомянуть обязанность по уведомлению акцио­неров о проведении общего собрания. Информация о созыве общего собра­ния доводится до акционеров в письменной форме, как правило, заказным письмом. Однако она может быть сообщена и безадресным способом путем публикации. Форма предоставления информации определяется уставом об­щества или решением общего собрания акционеров. Несоблюдение указан­ной обязанности может привести к отмене решения общего собрания, со­званного с нарушением установленной процедуры. Так, из п, 8 Указа Прези­дента № 1769 от 27 октября 1993 г., в редакции Указа № 784 от 31 июля 1995 г. явствует, что недействительным будет решение общего собрания об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества путем вы­пуска дополнительных акций, если не были соблюдены требования по уве­домлению всех акционеров о проведении общего собрания с указанием даты и места его проведения, а также вопросов, включенных в повестку дня.

В ряде случаев инициатива по получению информации лежит на акцио­нере. Общество предоставляет сведения только после подачи соответствую­щего требования акционера. Так, согласно п. 3.1.5 Временного положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, акционерное общество, либо организация, ведущая по его поручению реестр, предоставляет акцио­нерам информацию, в том числе и выписки из реестра, необходимую для осуществления членами общества своих прав. Лица, обладающие одним и более процентами голосующих акций эмитента, могут потребовать предос­тавления информации о количестве, категории, номинальной стоимости ак­ций не только в отношении себя лично, но и в отношении всех лиц, зарегист­рированных в реестре. По действующему законодательству выдача выписок из реестра акционеров производится бесплатно в том случае, когда она свя­зана с перерегистрацией членских прав на других лиц (п. 10.1 Временного положения). Во всех остальных случаях взимается плата.

Анализ зарубежного и отечественного акционерного законодательства говорит о том, что право акционеров на информацию часто ограничивается или осуществление его затрудняется. Обусловлено это тем, что в большинст-

ве акционерных обществ, особенно крупных, между акционерами не сущест­вует доверительных отношений. Поэтому, если ко всей информации о дея­тельности общества со стороны акционеров существует неограниченный дос­туп, то это, непременно, приведет к передаче конфиденциальных сведений конкурентам общества, что может повлечь за собой значительные убытки. Но в этой связи может возникнуть прямо противоположная ситуация, когда под предлогом защиты коммерческой тайны право на информацию сводится на нет. Не случайно коммерческая тайна характеризовалась многими исследова­телями в качестве остроумного изобретения, позволяющего предпринимате­лю умалчивать даже самые обыденные сведения, уже ставшие известными из других источников'.

В акционерном законодательстве большинства стран установлены осно­вания для отказа акционерам в предоставлении информации. Тем самым обеспечивается охрана интересов акционерного общества от возможной утечки конфиденциальных сведений и могущих возникнуть при этом убыт­ков. С другой стороны, в силу того, что этот перечень является исчерпываю­щим и не подлежит расширительному толкованию, охраняется от злоупот­реблений со стороны должностных лиц общества и право акционера на ин­формацию. Например, правление может отказать акционеру в предоставле­нии информации, если она может, с точки зрения разумной деловой оценки, нанести значительный ущерб акционерному обществу или связанному с ним предприятию, а также в иных случаях, предусмотренных в § 131 Закона ФРГ «Об акционерных обществах». В некоторых странах ограничена возможность использования полученной от общества информации. Судебная практика Па­намы свидетельствует о том, что акционерам отказывают в праве требовать выплаты дополнительных дивидендов, если для этой цели была использована информация о прибыли, полученной акционерным обществом^.

Право на информацию было и остается одним из важнейших в числе не­имущественных прав акционера. Его значение трудно переоценить. Во-первых, акционер, информированный о деятельности общества, в достаточ­ной степени застрахован от злоупотреблений со стороны должностных лиц юридического лица. Во-вторых, обладание информацией позволяет акционе­ру наиболее целесообразно осуществлять свои членские права как имущест­венного, так и неимущественного характера.

В целом, неимущественные права акционера занимают в содержании акционерного правоотношения надлежащее место, поскольку опосредуют личное участие акционера в деятельности акционерного общества, что в ряде случаев (владение контрольным пакетом акций) имеет определяющее значе­ние для статуса члена общества.

' cm.: Hoghlon С. Ор. cit. P. 167. ^ cm.:Батиста P. Указ. соч. С. 122.

Глава III. Особенности приватизации акционерного общества закрытого типа "Малыш".

3.1. Общая характеристика АОЗТ "Малыш"

АОЗТ "Малыш" специализированное предприятие по выпуску товаров детского ассортимента (для новорожденных), удовлетворяет потребности населения в товарах первой необходимости. Оно находится в г. Ессентуки ул. Гагарина. 23. Общая площадь занимает 5191 м2. Численность фабрики составляет 236 человек. форма собственности частная.

Учредители АОЗТ "Малыш" заключают между собой договор о совместной деятельности. Акции распределены только среди работников фабрики по состоянию на 01.01.92 г, учитывая стаж работы на данном предприятии. АОЗТ "Малыш" самостоятельно определяет вид выпускаемой продукции, выбирает поставщиков и потребителей, устанавливает свободные рыночные цены на свои изделия. АОЗТ "Малыш" является одним из немногих предприятий в России, которое продолжает выпускать товары детского ассортимента, тогда как многие швейники закрыли это производство и не хотят возвращаться к выпуску трудоемких, а следовательно невыгодных детских товаров. фабрика самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на свои швейные изделия и необходимости обеспечения производственного и социального развития фабрики, повышения личных доходов работников АОЗТ "Малыш".