Смекни!
smekni.com

Организация работы над проектами и её методическое обеспечение. (стр. 4 из 6)

1. Конструктивные критерии:

a) прочность, надежность;

6) тяжесть, распределение массы;

в) удобство использования;

г) соответствие конструкции назначению изделия.

2. Технологические критерии:

a) количество используемых деталей, использование стан­дартных деталей;

б) оригинальность применения и сочетания материалов, их

дефицитность и долговечность, расход материалов;

в) стандартность технологии, необходимое оборудование;

г) сложность и объем выполненных работ;

д) расход энергии при производстве.

3. Экологические критерии:

a) загрязнение окружающей среды при производстве;

б) возможность использования отходов производства;

в) возможность повторного использования деталей изделия

по окончании срока службы.

4. Эстетические критерии:

a) оригинальность формы;

6) композиционная завершенность;

в) использование традиций национальной художественной

культуры;

г) цветовое решение;

Д) стиль.

5. Экономические u маркетинговые критерии:

a) потребность в данном изделии на рынке;

б) возможность массового производства;

в) себестоимость проекта;

г) уровень продажной цены;

д) целесообразный вид рекламы.

При длительном выполнении проекта необходи­мо наметить определенные этапы c конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.

Проекты по разделу «Радиоэлектроника» могут включать разработку таких изделий, как радиоприемник (детекторные, пря­мого усиления, супергетеродинный, пряного преобразования), усилители низкой частоты (предусилители, линейные усилители, эквалайзеры, шумоподавители и т. д.), устройства автомати­ки (охранные и сигнальные устройства, регулятор температу­ры для аквариум или теплицы, регулятор мощности, напря­жения, освещенности, и т. п.), цветомузыкальные системы для дис­котеки, имитаторы звуков для paдиoэлектронных игрушке, элек­тронные устройства для автомобиля (электронное зажигание, реле-регулятор), радиоэлектронные игры и т. п.

Темой проекта может быть разработка вариантов спортивных и детских площадок, техническое моделирование (автомодели, судомодели, радиоуправляемые модели, роботы), специальные инструменты и приспособления для дома, сельскохозяйствен­ных работ, обработка различных материалов.

Примерный перечень изделий декоративно-прикладного ха­рактера:

- из древесины — шкатулки, вазы для фруктов и цветов, столовые приборы, разделочные доски, фигурки животных,

игрушки;

- несложные приспособления типа укладок для кассет, дере­вянная и плетеная мебель, корзины и т. д.;

- из метала — украшения с применением различных техноло­гий (чеканка, гравировка, эмалью);

- из глины – кувшины, блюда, декоративная пластика, игрушки и т. д.;

- из различных природных материалов — соломка, листья, ветви, корни, шишки, кора, кап, плоды, минералы , ракушки, кожа, рог, мех и т. д.;

Особенность системы выполнения проектов — совместная творческой работа учителя и учащегося. При этом имеется воз­можность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, участь интересы учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогические эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предпола­гают, c одной стороны, отход от авторитарных методов обуче­ния, a c другой — предусматривают хорошо продуманное и кон­цептуaльно обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Пpoeкты — это всего лишь один из компонентов системы образования, а нe самостоятель­ная систем.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимо­сти затрат учителем больного количества времени на индивидуальную работку c каждым учащимся. Поэтому не следует стре­миться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работку. Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формиро­вать умениям, необходимые для выполнения работы на базе пре­дыдущих разделов курса.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творчес­кий потенциала учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель доложен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформи­ровать творческие навыки и развить инициативу подростка.

Учитель должен постоянно пополнят свои знания по тема­тике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над проектом. Должна быть обеспечена материальная база для вы­полнения проекта (демонстрационные, справочные и нагляд­ные средства обучения, оборудование, специальные инструмен­ты, материалы). Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии c требованиями современного ди­зайна, в разумных пределах использовать музыкальное сопро­вождение, чтобы создавать y учащихся положительный эмоциональный фон.

1.4 Сущность метода творческих проектов

Создавать что-то новое, разрабатывать проект, собственную конструкцию, которую нигде «не подсмотришь», для большинства подростков — непосильная задача в отличие от младших школьников, которые хотят и любят фантазировать. Почему теряется это яркое желание сочинять, создавать, не оглядываясь на учителя? Я убеждена в том, что люди имеют право быть разными, и, более того, осознавая себя личностью, человек может выстраивать перспективы собственного развития, а никто не имеет права этого не учитывать.

Содержание этой системы — гуманитарно-эстетическая культура и возможность художественного образования учащихся средствами различных видов искусства. Именно гуманитарный склад мышления и гуманитарный стиль деятельности лежат в основе развития индивидуальных творческих способностей учащихся.

Глубоким гуманитарным потенциалом обладают преподаваемые предметы — изо, МХК, дизайн, которые интегрируют культурный и исторический опыт человечества. Все эти дисциплины объединены одним и тем же содержанием. Это человек, его отношение к себе, обществу, природе, миру. Специфика предметов состоит в том, что каждый из них описывает человека разными способами и своим собственным языком. Свою задачу вижу в следующем: помочь ученику постичь эти языки и способы; выбрать те из них, которые ему наиболее близки, с учетом его склонностей, интересов, возможностей, возрастных особенностей. Так, удивительно мыслящие первоклассники, рисуя образ небесного светила — «солнышка», поражают меня своей искренностью. У каждого из них свое солнце: «строгое и ясное», «большое и лохматое», «улыбающееся и... с косичками». Стимулируют и поощряют творчество ребенка — их не забывают похвалить, поддержать, одобрить, на каждом уроке организуют мини-вернисажи.

В третьем классе, рисуя это же солнышко, ученики намного обогащают цветовую палитру, учатся мыслить образно: солнце создается как образ близкого человека.

В подростковом возрасте приходим с детьми к глубокой мысли: в каждой работе важно авторство, каждое произведение искусства — это выражение сокровенного «я».

При изучении темы «Пейзаж» в седьмом классе предлагаю ученикам через призму собственного «я» осмыслить и создать образ дерева. Ребенку помогают поэтические строки Д. Кедрина, Ф. Тютчева, музыка И. Стравинского, репродукции с картин художников И.И.Шишкина, К. Коро, П. Синьяка, исследование нашего школьного двора, воспоминания о пленэре.

И поэтому исчезает необходимость мотивировать учащихся. Желание ребят самовыразиться в рисунке естественно, и они уже осознанно овладевают техниками и инструментарием изобразительного искусства.

Пристальное внимание старшеклассников к себе и бесконечный поиск неповторимого «я» помогают им подойти к созданию собственных проектов. Авторская программа «Изодизайн» для 8-11-х классов позволяет ученикам включиться в творческий процесс созидания. Осуществилась моя давняя мечта: заканчивая курс изобразительного искусства, ученики не прощаются с изотворчеством, а приходят на дизайн. «Изодизайн» — это программа, позволяющая формировать у детей индивидуальный стиль через художественное творчество. Изобразительно-пластическая, техническая, трудовая культура общества рассматриваются здесь не как музейное, а как живое творческое явление, которое развивается и включается в жизнь современного подрастающего поколения. Развитие производства, техники, общественных отношений сегодня немыслимо без художественного проектирования, в котором польза неразрывно связана с красотой. И наши учебные занятия по изодизайну становятся своего рода творческими лабораториями и мастерскими.

В 11-м классе вновь возвращаются к образу светила, который становится уже реальным предметом мира учащихся, частью их собственного интерьера. Ставится задача разработать и создать авторский проект светильника. Чувство стиля, владение композицией, пластичной линией, гармонией цвета — все то, что накоплено на уроках искусства, помогает юным дизайнерам создать уникальные образы «светила»: торжественную лампу «Подсолнух», студенческую люстру «Галина», «Розового фламинго», «Китайский веер». Поражает и радует разнообразие материала: это и старая пластмассовая кукла с чердака, и гофрированная бумага (бывшая упаковка для цветов), и оставшийся от традиционной люстры обруч, украшенный бисером, бижутерией, прочей мишурой, и искусственная фольга, и натуральная кора дерева.

Обогатить художественно-эстетическое образование учащихся мне позволяет и курс истории изобразительного искусства. Знакомство с наследием Андрея Рублева, творчеством Боттичелли, Николая Ге, Валентина Серова и Пикассо помогает ученикам, прикоснувшимся к шедеврам человеческого гения, понять, что есть красота, и включиться в вечный поиск ее идеала. Ведь чем богаче запас жизненных впечатлений ребенка, его субъективный опыт восприятия художественного мира, тем эстетически более ценный создаваемый им образ картины мира, причем образ эмоционально окрашенный, способный вызвать глубокие переживания и чувства, а не просто опредмеченный.