Смекни!
smekni.com

Организация работы над проектами и её методическое обеспечение. (стр. 5 из 6)

Экзамен по истории западноевропейского изобразительного искусства в 10-м классе в 2003 году наглядно продемонстрировал способность учащихся интегрировать знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства, изодизайна и даже черчения. Это было своего рода драматургическое действие. Одна из учениц, выбрав для исследования творчество Ван Гога, написала собственную копию маслом с его картины «Портрет доктора Гаше», смоделировала мизансцену, создала из подручного материала оригинальные подсолнухи, подобрала соответствующее музыкальное сопровождение, подготовила эмоциональное сценическое выступление, основанное на глубоком анализе произведений художника. Не менее интересным оказался представленный группой учащихся проект по теме «Музеи мира». Ребята создали макет собора Парижской Богоматери. Исследуя архитектурный стиль «готика», ученики проанализировали философскую идею средневекового искусства и с помощью бумаги передали особенности стиля этой эпохи. Дополнением к проекту явились искусно разработанные рисунки средневековых витражей и грамотно выполненные чертежи, в которых были четко соблюдены пропорции оригинала.

Интегративный курс изодизайна как составная часть образовательной области «Искусство» охватывает следующие предметы: изобразительное искусство, черчение (та часть предмета, которая развивает пространственное мышление), МХК (история изобразительного искусства). Основанием для объединения этих предметов служат:

1. Содержательная и формообразующая основа.

2. Композиционная структура.

3. Звуковая фактура и цветовая палитра.

4. Эмоциональная окрашенность.

5. Индивидуально-личностный подход с опорой на субъектный опыт

учащихся.

Глава II. Методика выполнения творчески проектов

2.1 Содержание творческих проектов и требование к отбору объектов проектирования.

Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими созда­ется продукт, обладающий субъективной, a иногда и объективной новизной.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрас­тные и индивидyaльные особенности школьников, учебно­ - материальная база для выполнения творческих проектов и др.

При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских (политехническая, профориентационная и воспитательная направленность, соединение обучения c производственным трудом, формирование творческого отношения к труду, научность и др.)

Использование в практике проектного обучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет органи­зационно - педагогических, технологических, экономических, пси­холого-физиологических, эстетических и эргономических требо­ваний. Характерными признакам творческих проектов являют­ся: творческий характера, наличие проблемных ситуаций, требую­щих своего решения. В то же время творческий проект - это своеобразное учебно-трудовое задание.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает

комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологи. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений нa конкретном объекте (проекте). Проект должен содержать в себе комплекс знаний и умений по пройденным темам.

Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении.

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

Важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимости. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включат в себя значимость по удовлетворению запросов школь­ника, семьи, общества, школы или просто рынка.

Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.

Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.

2.2 Учебно-методические комплекты по Технологии на основе метода проектирования

Принципиальное отличие учебно-мето­дических комплектов нового поколения по технологии состоит в том, что наш автор­ский коллектив рассматривал проект не как самостоятельную итоговую работу учащих­ся, а как метод, позволяющий ученикам приобрести и закрепить навыки в процессе проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих потребности личности и общества. При этом мы считали необходи­мым полностью сохранить весь объем тру­довых знаний и умений, предусмотренных государственным стандартом, рассматри­вая умения и навыки как одно из средств достижения учащимися конкретной про­ектной цели. Чтобы метод проектов обес­печил полноценное развитие и обучение учащихся, необходимо сочетать его c уп­ражнениями, которые помогают школьни­кам выработать умения и навыки проекти­рования и изготовления изделий (обработ­ки материалов). Решить эту проблему помогают учебно-методические комплекты «Метод проектов в технологическом обра­зовании школьников» под редакцией И.А.Сасовой для 5, 6, 7 и 8 классов. B каж­дый комплект входят учебное пособие, структура и содержание которого разрабо­таны на основе использования метода про­ектов, рабочие тетради (для мальчиков и для девочек) и методическое пособие для учителя. O содержании и структуре этих УМК подробно рассказано в статье И.А.Са­совой «Новое поколение уче6но-методиче­ских комплектов по «Технологии»» (см.: Школа и производство, 2005, № 7, c. 2).

Апробация этик учебно-методических комплектов проходила на эксперимен­тальных площадках в Нижнем Новгороде, Калининграде и Астрахани. Над экспери­ментальных площадках для учителей из разных регионов России были проведены мастер-классы, семинары, конференции, которые показали востребованность ново­го подхода к технологическому образованию школьников. Учителя отмечали, что тексты учебников воспринимается учащи­мися как приглашение к работе, к сотруд­ничеству, к творчеству, позволяют учащим­ся осмыслить необходимость овладения определенными технологическими опера­циями по обработке материалов для качес­твенного изготовления изделий, а пособие для учителя содержат конкретный материал по планированию работы педагога и ор­ганизации процесса обучения.

Опыт работы учителей технологии c использованием метода проектов показал, что в 5-6 классах, обучая школьников выявле­нию потребностей, выдвижению идей, пла­нированию работ, изготовлению изделий, их испытанию и оценке, целесообразно соче­тать фронтальную и индивидуальную рабо­ту. Даже при фронтальной разработке про­екта учащиеся могут использовать соб­ственный опыт, реализовать свои интересы. B старших классах использование метода проектов позволяет учащимся уточнить свои профессиональные планы, овладеть знани­ями по рациональному использованию средств для осуществления определенной деятельности, развить творческую активность и, что особенно важно, формирует способность самостоятельно, по мере необ­ходимости, приобретать знания и умения и применять их в новых ситуациях.

2.3 Выбор и обоснование проектов

Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.

Основными критериями выборам проектов является:

- оригинальность;

- доступность;

- надежность;

- Техническая совершенство;

- эстетические достоинства;

- безопасность;

- соответствие общественным потребностям;

- удобства эксплуатации;

- технологичность;

- материалоемкость;

- стоимость и т. д.

Для больней наглядности можно воспользоваться звездоч­кой обоснования, где в центре - объекта исследования, а на пери­ферии - факторы, определяющие его потребительские свойства, нуждающиеся в совершенствовании. Например, при создании проекта тумбочки следует определить: