Смекни!
smekni.com

Оптимизация функциональной системы культурно-просветительского учреждения на примере музея Ч (стр. 5 из 6)

Экспозиционная зона, как уже упоминалось, состоит из двух залов: большого и малого выставочного. Малый выставочный зал относится к залам временных выставок. Такая планировка соответствует требованиям, т.к «Гибкая» организация пространства в таких помещениях достигается за счет их членения перегородками. Одноэтажная композиция создает максимум удобств, как в отношении взаимного размещения основных помещений, так и освещения. Преимущества этого типа планировки - возможность тесной связи с природой, трансформаций и расширения музея в целом и отдельных его разделов, сокращение путей перемещения посетителей. Минусов в такой планировке не прослеживается.

Зона обслуживания состоит только из двух компонентов: туалетная комната и гардероб. В небольших музеях касса, киоск и контроль могут быть объединены в одном месте. В данном случае они располагаются в зоне организации и проведения обслуживания. Другие помещения в музее отсутствуют, но это отсутствие и объясняет ненадобность их в небольшом музее. Плюсом зоны обслуживания является близкое ее расположение ко входу.

Зона организации и проведения обслуживания имеет отдельную комнату. Здесь включено и информационное бюро. Минус - кинолекционный зал отсутствует, хотя имеется видео аппаратура, которая располагается в большом выставочном зале.

Зона организации и обслуживания экспозиций и выставок, как отдельное помещение, отсутствует, но она входит в состав отдельно находящихся помещений, что можно отнести к минусам функциональной схемы.

Экспозиционные залы должны иметь технологическую связь с фондохранилищем и мастерскими. При проектировании их на разных этажах необходимо предусмотреть грузовой лифт для доставки экспонатов. Фондовый комплекс музея «Чингизхан» представлен несколькими помещениями, в виде квартир, находящихся отдельно от музея, что в соответствии с функциональной схемой является большим минусом, но при этом они имеют собственно хранилище, кабинеты хранителей при них. И для небольших музеев возможно объединение в одном хранилище родственных материалов.

Научно-исследовательский комплекс не имеет отдельного помещения, а находится в помещении совместно с зоной организации и проведения массовой работы, но в небольших музеях этот комплекс может быть сведен к помещению для научных сотрудников, библиотеки и фотолаборатории. В музее «Чингизхан» эти блоки распределены между зоной обслуживания, административно-хозяйственным комплексом.

Административно-хозяйственный комплекс существует как две отдельные системы: административная зона - кабинет директора, отдел кадров, бухгалтерия и помещения для общественных организаций - находится отдельно от основного музейного комплекса и входят в состав одного функционального блока; хозяйственная зона - располагается возле экспозиционно-выставочного комплекса, и не имеет отдельных помещений отделов.

Инженерно-технический комплекс как самостоятельный не существует, его функции распределяются между основными функциональными блоками.

3.2 Предложения по оптимизации функциональной схемы

«Чингизхан»

Централизованная музейная система имеет, как правило, следующую структуру:

- головной музей;

- филиалы;

- музеи на правах отделов (секторов) головного музея или филиалов;

- самостоятельные экспозиции в отдельных зданиях, чаще всего в музеефицированных памятниках истории и культуры.

При организации централизованных музейных систем одной из первоочередных задач является разработка генерального плана. К его составлению должны привлекаться музеи, научные учреждения, общественность, органы охраны памятников, творческие союзы, заинтересованные министерства и ведомства. В генеральном плане уточняется профиль существующих музеев; определяются тематика экспозиций, планируемых на перспективу, место их размещения, состояние памятников истории и культуры, намеченных для музеефикации; сроки реставрационных работ; время открытия новых экспозиций и возможность комплексного обслуживания всей системы музеев с учетом нового строительства. Генеральный план разрабатывается с участием архитекторов на основе научной концепции, определяющей характер развития музейного дела региона. В централизованных музейных системах при разработке научной концепции и генерального плана вносятся существенные изменении.

Наряду с традиционными формами деятельности в работе музея с посетителями должны внедряться и такие, как показ работы реставраторов, открытый доступ в фонды и др.

Научно-фондовая работа в централизованных системах характеризуется и другими серьезными изменениями, прежде всего ростом основного фонда. Такой сдвиг возможен в результате проведения совместных экспедиций по комплектованию материалов, а также более широкому развитию связей музеев с научными учреждениями, архивами, предприятиями, учебными заведениями, вузами, как одному из следствий создания централизованной системы. Две трети фондовых поступлений приходится на филиалы, тогда как до централизации они составляли лишь одну треть. В связи с этим насущной задачей является увеличение площадей фондохранилищ.

Перспективным следует считать создание объединенных специализированных фондохранилищ по отдельным видам музейных предметов. При этом создаются наиболее благоприятные условия для хранения музейных предметов в режиме, соответствующем тому или иному материалу. Объединенное специализированное хранение позволяет поднять научный уровень работы с фондами, способствует повышению квалификации сотрудников, занимающихся изучением определенных видов музейных памятников. Создаются также условия для значительного повышения оборота музейных фондов, поскольку усиливается использование коллекций исследователями, а также средствами массовой информации.

В зданиях для централизованного хранения фондов рекомендуется создавать комплексные реставрационные отделы, лаборатории и мастерские, обслуживающие филиалы объединения. В составе помещений необходимо предусматривать специальные выставочные залы для новых поступлений и отреставрированных экспонатов общей площадью 400 - 600 м2.

Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные. Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами.

Архитектурный аспект проблемы включает необходимость иметь специальные помещения для хранения фондов по видам экспонатов, рабочие помещения для сотрудников фондов, хранения научного архива, резервные площади для регулярного пополнения коллекций, возможность обновления постоянной экспозиции и устройства выставок.

Прирост музейных фондов в год составляет в среднем 3 - 4 %. Таким образом, фонды большинства музеев удваиваются каждые 25 - 30 лет. Развитие музея в основном приходится на долю фондохранилищ, включает проведение мероприятий по сохранности экспонатов в экспозиционных залах, но в основном - в фондах.

В зависимости от величины музея и его значимости в системе предусматривается от одной общей реставрационной мастерской до комплекса мастерских и лабораторий. Прогрессивной формой обслуживания музея в условиях централизации их фондов является организация базовых фондохранилищ, мастерских и лабораторий.

Наряду с традиционными формами деятельности в работе музея с посетителями должны внедряться и такие, как показ работы реставраторов, открытый доступ в фонды и др.

Предложение по оптимизации функциональной схемы музея, на примере музея «Чингизхан», сводятся к предложению постройки корпуса под блок фондохранилища, что приведет к упрощению функциональной схемы и удобному и быстрому доступу к фондам. При централизации появится возможность создания объединенных отделов и служб, ориентированных на решение задач. Структура объединения является в этом отношении достаточно гибкой, легко приспосабливаемой к местной специфике. Актуальным является выделение особого структурного подразделения для разработки архитектурно-художественных решений и функционального оснащения музейных экспозиций.

Решающими факторами, определяющими величину музея, являются количество, состав фондов и динамика поступлений.

Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. За основу расчета площадей музеев принимается экспозиционная площадь, которая, как правило, составляет половину общей площади музея (45 - 55 %). Ориентировочные соотношения площадей следующие:

- экспозиционные залы - 45 - 55 %;

- фондохранилища - 20 - 25 %;

- вспомогательные и обслуживающие помещения - 25 - 35 %.

Для всех профилей музеев, кроме мемориальных, характерна следующая закономерность в распределении экспозиционных площадей в различных по величине городах: с ростом численности населения города показатели площади на 1 тыс. жителей уменьшаются.

Такой же характер носит зависимость количества посещений в городах с различной численностью населения: чем меньше город, тем большее количество посещений на 1 тыс. жителей в год. Обратная зависимость имеет место в распределении экспонатов в экспозиции и фондах.

После централизации в музеях наблюдается процесс быстрого и систематического роста общего числа посетителей. Резко увеличивается также число проведенных экскурсий, массовых мероприятий в целом по объединенному музею, расширяется их тематика, внедряются новые формы массовой научно-просветительной работы, увеличивается процент экскурсионного обслуживания посетителей. Успехи в развитии научно-просветительной работы достигаются благодаря внедрению комплекса организационно-методических и архитектурных мероприятий. Среди них: создание централизованных отделов и секторов экскурсионной работы, научной пропаганды, методики научно-просветительной работы руководства филиалами, внемузейной работы и рекламы музея. Благодаря этому значительно увеличивается контингент посетителей, а также возможность широко внедрять практику комплексных экскурсий.