Смекни!
smekni.com

Контрольная по психологии (стр. 3 из 5)

1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о воспри­ятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплыв­чатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцеп­тивных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность восприятия — благодаря констан­тности мы воспринимаем окружающие предметы как от­носительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются актив­ные действия перцептивной системы (системы анализато­ров, обеспечивающих акт восприятия). Многократное вос­приятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариант­ную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушения константности восприятия происходят, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, люди, когда они смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высо­те, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

3. Структурность восприятия — восприятие не являет­ся простой суммой ощущений. Мы воспринимаем факти­чески абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, - а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно свя­зано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия — проявляется в пре­имущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Швейцарским психологом Роршахом было установле­но, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склон­ны воспринимать случайные чернильные пятна как тако­вые. Т. е. восприятие протекает как динамический про­цесс поиска ответа на вопрос «что это такое 0?».

Виды восприятия выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошиб­ки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия и т. д.

Описанные свойства предметности, целостности, констант­ности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализато­ров, синтетической деятельности мозга. Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на при­мере зрения — ведущего органа чувств у человека. Существен­ный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная кар­тина — образ, внесли представители гешталътпеихологии — направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделен­ные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вы­звавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответст­вующие элементы, тем с большей вероятностью они объединя­ются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявля­ется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

    Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объе­диняются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия вы­ступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

Восприятие человеком сложных, ос­мысленных изображений происходит следующим образом. В первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мыш­ления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся получен­ную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление.

Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. В древно­сти этот вопрос звучал примерно так: все ли знания о мире к нам поступают только через органы чувств или часть из них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего мира? При глубоком рассмотрении этот вопрос ока­зывается не таким уж простым, каким может показаться на пер­вый взгляд.

Психология органов чувств до настоящего времени не спо­собна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Факты, кото­рые нами только что были рассмотрены, свидетельствуют о том, что по меньшей мере часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана. Это требу­ет создания такой теории восприятия, которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся фактов.

Со времени английского философа и психолога Дж Локка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» — приро­да). Согласно ей восприятие выводится из якобы существую­щих у человека от природы «способностей ума». Другая теория (эмпиризм) утверждает, что формирование образов является результатом на­учения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умствен­ных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно вли­яют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.

Сложный комплекс приборов, лежит в основе восприятия пространства. Он требует столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и вестибулярного анализаторов.

Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов – ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.

В качестве наибо­лее вероятных кандидатов на роль биологических часов назы­вают ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные про­цессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хи­нин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно восприни­маемый ход времени, а кофеин ускоряет его. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажет­ся нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо доль­ше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. В одном экспе­рименте человек провел в изоляции четыре дня, находясь в зву­конепроницаемой комнате и занимаясь в это время чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспери­ментатор и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было). Оказалось, что в течение первого дня пребыва­ния в этих условиях, когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа. Затем его «внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу четвертого дня пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с реаль­ным временем примерно на сорок минут.