Смекни!
smekni.com

Контрольная по психологии (стр. 4 из 5)

Существуют большие индивидуальные, в частности возраст­ные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одно­го и того же человека оценки времени могут варьировать в ши­роких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

Восприятие движения – очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

Восприятие и оценка движения также основаны на последо­вательном использовании информации, исходящей из несколь­ких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и ско­рость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения конста­тируется нейронами-детекторами движения или новизны, вхо­дящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной ре­акции (рефлекса). Эти нейроны обладают генетически задан­ной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.

Направленность движения может оцениваться по направле­нию перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчат­ки, а также отмечаться последовательностью сокращения-рас­слабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.

То обстоятельство, что восприятие движения и его направ­ления физиологически связано, в частности, с перемещением изображения на сетчатке, доказывается существованием иллю­зии движения, обычно возникающей в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами времени за­жигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интер­вал времени между зажиганием первого и второго объектов ста­новится меньше 0,1 с, то возникает иллюзия перемещения свето­вого источника из одного положения в другое, с первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего «движения». Это яв­ление получило название «фи-феномен».

Еще одним аргументом в пользу того же самого вывода о психофизиологическом механизме восприятия движения может служить так называемый автокинетический эффект. Это явле­ние представляет собой кажущееся, иллюзорное движение в тем­ноте неподвижной светящейся точки. Автокинетический эффект возни­кает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом, т.е. если ее положение невозможно идентифицировать в про­странстве, сравнить и оценить относительно какого-либо дру­гого видимого объекта. Скорость движения, по-видимому, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по бы­строте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Много полезного в понимание связанных с движениями пси­хофизиологических механизмов восприятия внес русский фи­зиолог И.М.Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышеч­ной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М.Сеченов, все это про­дукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени.

Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с ра­ботой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе мно­гостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. При­ведем в качестве иллюстрации этой идеи результаты одного весь­ма показательного эксперимента.

В данном опыте людям с нормальным зрением предлагалось некоторое время носить очки, искажающие воспринимаемое пространство, формы и расположение в нем предметов. Выяс­нилось, что человек, только что надевший такие очки, вначале видит окружающие предметы в искаженном свете, т.е. именно так, как его восприятие оптически изменяют очки. Однако за­тем сознание человека постепенно научается не замечать, кор­ректировать оптические искажения и человек начинает видеть вещи обычным для него способом, как если бы зрительно вос­принимаемое пространство в действительности оптически не было искажено. Со временем индивид вовсе перестает замечать имеющиеся у него очки. Однако когда он внезапно снимает их, то некоторое время его обычное зрение оказывается искрив­ленным сообразно тому, как раньше изменяли восприятие но­симые им специальные очки.

В одном из опытов подобного рода человек носил очки, ко­торые оптически переворачивали для него видимый мир. Со временем он настолько привык к этим очкам, что начал восп­ринимать все в нормальном свете, без переворотов и инверсий зрительного пространства. Парадоксальность данного опыта со­стоит в том, что когда человеку сняли очки, то первое время уже без них он видел обычный окружающий мир также пере­вернутым.

Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в централь­ную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Людей погружали в сосуд с водой, температура которой была весьма комфортной. Человек, оказавшийся в такой воде, не имел возможности ничего видеть и слышать в течение до­вольно длительного времени. Специальное покрытие, которое было на его руках, не позволяло получать в достаточном коли­честве и осязательные ощущения. В этих условиях у испытуе­мых отмечались заметные изменения восприятия. У них возни­кали галлюцинации и нарушения восприятия времени. Когда период сенсорной изоляции заканчивался, то у многих испыту­емых обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в пространстве и времени. Люди, прошедшие через эти опыты, оказались неспособными сразу после их окончания отчетливо воспринимать формы предметов. Так же существенно измени­лось у них и восприятие цвета.

Из этих опытов Д.Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответ­ствующей структурой».

Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внеш­ним объектам, обнаруживают свою устойчивость или неустой­чивость в зависимости от постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или ошибочность, то устой­чивость образов внутренних состояний, связанных с телесны­ми ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством дейст­вующих глубинных структур и механизмов мозга. Об этом гово­рит известный факт, называемый фантомом конечности. Он про­является в том, что после ампутации руки или ноги человек в течение длительного времени может продолжать «чувствовать» отсутствующую часть конечности, причем ощущает ее так, как будто она сохранная и по-прежнему находится на своем обыч­ном месте. Он ощущает в ней боль, пытается двигать ею, забы­вая о том, что она на самом деле уже удалена, время от времени даже предпринимает попытки воспользоваться ею для захвата, касания и движения предметов.

Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается. А.В.Запорожец описал процесс развития восприя­тия у детей следующим образом. В первые месяцы жизни ре­бенка развитие его сенсорных функций, его перцептивных действий, направленных на восприятие, опережает развитие телес­ных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ори­ентировочные реакции детей достигают большого уровня слож­ности и выполняются при помощи ряда различных анализато­ров. У младенца ориентировочные движения глаз, например, выполняют лишь установочную роль, т.е. направляют рецептор на восприятие сигналов. Теми же движениями, однако, не про­изводится обследование предметов так, как это имеет место при движении по предмету глаз взрослого. Благодаря точной установке рецепторов ребенок в первые месяцы жизни оказывается способным зрительно различать ста­рые и новые для него объекты, которые отличаются друг от друга величиной, цветом и формой. Начиная с трех-четырех месяцев жизни сенсорные функции включаются в практиче­ские действия, перестраиваются на их основе и постепенно са­ми приобретают более совершенный вид ориентировочно-исс­ледовательских перцептивных действий.

При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влия­нием игровой и конструктивной деятельности у детей склады­ваются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельно­сти и затем объединяя в единое целое. Помимо контура пред­мета, здесь выделяются его структура, пространственные ха­рактеристики, соотношение составляющих его частей.

А.В.Запорожец считал, что формирование перцептивных дей­ствий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проблемы, связанные со становлением адек­ватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправления в пер­цептивные действия при необходимости их коррекции здесь вно­сятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результа­ты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются «пер­цептивные эталоны» — образцы, с которыми он может соотно­сить, сравнивать формирующийся образ.