Смекни!
smekni.com

Общая психология (стр. 13 из 15)

2. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1981.

3. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978.

4. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968.

5. Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. – М., 1958.

По происхождению различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. В прижизненную память входят двигательная, образная (зрительная, слуховая, кинестетическая и т.д.), эмоциональная, символическая (словесная и логическая) и волевая память.

О видах памяти см.:

1. Блонский П. П. Память и мышление. //Избр. психолог. произведения. – М., 1964.

2. Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1974.

3. Ипполитов Ф. В. Память школьника. – М., 1978.

4. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

Внимание

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.

Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. "Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик". "Сознание есть как бы контакт с самим со-бой". Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутренюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значениясистема, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание.. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание" По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой. "Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире"

По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов.

Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: "Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных

сознания

Определение сознания

Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии

Основные подходы к проблеме

"Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния". Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т.д.

По мнению У. Джеймса, сознание есть "хозяин психических функций", то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание – это особое психическое пространство, "сцена" (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это "со-знание", продукт общения знаний.

Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.

Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.

Последовательность анализа среды (направление внимания) зависит от двух групп факторов:

1) структура внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т.д.);

2) структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и т.д.).

Внимание сопровождается приспособительными движениями, но не сводится к ним. Сущность внимания в избирательном характере психической деятельности.

Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Виды внимания

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К. К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом).

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.

Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций).

Одни авторы склонны отождествлять внимание с ориентировочной деятельностью (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. И. Розов, Ж. Годфруа и др.). Другие (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая) считают внимание самостоятельной формой психической деятельности, а именно психологической формой контроля. При этом не всякий контроль можно считатьвниманием.

Пока контроль выполняется как развернутая предметная деятельность, он сам требует внимания. Контроль становится вниманием, когда достигает уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия.

Н. Ф. Добрынин считает внимание определенной организацией психической деятельности.

Характеристики внимания

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания. Период устойчивости центрального внимания может достигать нескольких минут. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С. Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Согласно принципу доминанты А. А. Ухтомского, концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Литература:

1. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.