Смекни!
smekni.com

Общая психология (стр. 21 из 22)

Модель аттенюатора:

Релев и нерелев сооб-я поступают на фильтр, который только ослабляет интенсивность нерелев и свободно пропускает релев. Обе стимуляции могут быть далее переработаны до анализа значения.

Селекция на стадии восприятия: каждое слово хранится в ДП в виде словарной единицы. Опознание слова в стимуле – активация словарной единицы – она вспыхивает, понижая пороги связанных с ней единиц (предвосхищающая настройка). У разных слов разные пороги (имя, сигнал опасности – низкий, табу – высокий). Перцептивная защита: стойкое повышение порога (угроза, нецензурные слова).

Эксп-ты с бинауральным прослушиванием, чтение одним голосом. Легче если нерелев текст научный или на другом языке или другим голосом – меньше интерференция.

Сходство с Бродбентом:

- селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия

- происходит главным образом на ранней стадии

- происходит путем фильтрации.

Модели поздней селекции: Дойч (1963)

Гипотеза: селекция происходит на стадии осознания и принятия решения (после семантической обработки). Единство физ и семант признаков. Каждый сигнал перерабатывается полностью. На опознание канала как релев влияют: прошлый опыт, инструкция, контекст, мотивация. Важно быстро отобрать наиболее значимый сигнал. Переход его на след стадию переработки зависит от общей активации ЦНС.

Модель Нормана:

Решающая роль прошлого опыта в оценке релевантности инфо. Связь внимания с памятью.

Стимуляция – первичная автоматич переработка (в органах чувств) – извлечение сенсорных признаков сигналов – идентификация с содержанием памяти (поиск в словаре – семантическая обработка) - селекция: отбор сигнала, кот. максимально соотв-т образу памяти – дальнейшая переработка (внимание).

20. Самосознание

Органические предпосылки – необходимы. Соц среда – источник развития.

Движущая сила – внутренние противоречия (Выготский, Эриксон).

Гуманизм: личность развивается всю жизнь, но неравномерно.

Психоанализ: четкие фиксированные стадии – прямая развития

Эльконин, Леонтьев: скачкообразный х-р развития, стабильные и критичные

Жане: формирование личности есть цепь приобретений (новообразований)

Социальность психики - в приобретении социального опыта (подражание, взятие ролей).

Приобретения в 3-х сферах:

1. Деятельность (расширение каталога, иерархизация, приобретение личностных смыслов)

2. Общение (расширение, углубление связей)

3. Самосознание: сознательный (самоотношение) и б/с компоненты

Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания.

1) овладение собственным телом – произвольные движения

2) ходьба – относительная самостоят-ть. Самосознание через познание других людей

3) развитие речи – воздействие на мир

Осознание собственного своеобразия. Связь с самооценкой.

Бехтерев: самосознание – раньше сознания. Этапы:

1) физическое слияние человека и мира

2) дифференциация собственного тела и мира

3) познавательное слияние с миром (Пиаже) – эгоцентризм

4) децентрация в познавательной сфере

5) моральный эгоцентризм

6) развитие коммуник и эмпатических способностей

Феномены самосознания:

- рефлексия

- осознание своих мотивов

- самооценка (соотв-е соц ожиданиям)

- сознательное Я

- расхождение значения и смысла

- мотивационный конфликт

- самоощущение – базовая х-ка, не равно самооценке

Бернс: Я-концепция –совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой:

1) образ Я (описательная часть) - убеждение

2) оценочная (самооценка) – эмоция. Субъективность (стереотипы + ценности группы)

3) конкретные действия (может ограничиваться обществом)

Самооценка не постоянна – личностное суждение о собственной ценности.

Факторы:

1. сопоставление образа реального Я и идеального Я

2. интериоризация социальных реакций на индивида

3. оценка через призму идентичности.

Роль Я-концепции:

1) способ достижения внутр согласованности (устранение когнит дис-са, может быть невротич)

2) определяет интерпретацию опыта (фильтр)

3) является источником ожиданий (самореализующееся пророчество)

Эриксон: развитие личности есть путь к развитию идентичности. Идентичность есть сущность Я.

База для идентичности – формируется в подростковом возрасте:

- доверие к миру

- автономия, воля

- целенаправленность

- умелость, компетентность

Кто я есть? Выбор между идентичностю и смешением идентичности: интеграция в единую стр-ру разных образов Я. Идентичность:

1) установление тождественности самому себе

2) интеграция в единую целост-ть разных представлений о себе – чувство конгруэнтности

3) признание значимыми другими моей идентичности (группы сверстников)

Важность идеологической ритуализации: мост между воображаемым миром и миром реальным.

- обеспечение перспективы будущего

- коллективное экспериментирование

- этническая идентичность – образ мира

- формирование адекватной сексуальной роли

- профессиональное самоопределение

- освобождение от авторитета родителей, навыки лидерства

Механизмы достижения идентичности:

1. Ролевое экспериментирование

2. Механизм ролевого моратория

4 статуса идентичности (сделан ли выбор, пережит ли кризис):

1) Предрешенная - в авторитарном обществе

2) реализованная

3) диффузная – пофигизм: застенчивость или негативизм (деструктивные новообразования)

4) мораторий – актуальный кризис

Самосознание – совок-ть псих процессов, посредством которых субъект деят-ти осознает себя как такового.

Критерии:

1. природные – выделение себя из окр серды

2. социальные – сравнение себя с другими

3. личностные – рефлексия – осозание собственных переживаний, своих мотивов

Стадии развития самосознания:

Критерий Самопознание Самоотношение
Природный Построение схемы собств тела Самочувствие: комфорт/дискофорт
Социальный Построение образа Я (самовосприятие) Самоуважение, самопринятие, саморегуляция
Культурный Построение Я-концепции Самооценка (понимание своего реального Я).

Осознание расстояния между реальным и идеальным я – условия для самоактуализации.

Социальная позиция – объективное место в общественной организации, которое может занять человек (зависит от устройства со условий). Виды: долговременные и кратковременные. Предполагает дополнительную позицию (каждый чел-к совмещает несколько – возможен конфликт) + наличие спец общественных институтов (нормы – ориентиры). Обряд инициации.

Социальные ожидания – требование к человеку, кот занимает социальную позицию. 3 вида:

1. наличие внутренних убеждений, ценностей, установок (принципы)

2. наличие технологических знаний и умений

3. наличие способов общения и правил их применения

Социальная роль – это совок-ть присвоенных соц ожиданий; психологический эквивалент соц позиции. Роль – это резерв развития позиции + испытание ее.

Мех-мы присвоения ролей:

1. Социальное научение

2. Самокатегоризация

3. Эмоциональная идентификация (с конкретным лицом)

Стадии присвоения ролей:

1. Ориентационный период – ввыбор образца для подражания.

2. Имитационный – полное подражание

3. Трансформационный – освоение роли и изменение отношения к образцу

Личность

Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти:

- активность

- развитие и саморазвитие

- внутренние противоречия

1. Природный – приспособление

2. Социальный – присвоение

3. Культурный – преобразование опыта, ответственный за решение собственных проблем

Личность – 3 варианта:

1) в широком смысле – индивидуальность

2) личность - социальный феномен (Адлер)

3) личность – культурный феномен (Юнг)

Юнг: изначальная социальность человека. Душа и тело неразделимы.

1) содержание личного б/с (рез-т процесса индивидуации):

- воспоминания, комплексы

- слабые по энергии псих содержания

- остатки инстинктивной жизни

- содержания, несовместимые с сознание

3) коллективное б/с – свок-ть универсальных личностных проблем. Единица – архетип.

Символ – глубокая вода:

- общее у разных людей

- принадлежащее всему чел-ву

- врожденные идеи, архетипы: врожденные б/с представления

Личность: маска (соц имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции.

Джемс: полноразвитая личность:

1. Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себя идентифицирует

2. Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных стереотипов. Привычные способы решения проблем. Человек как знаковое существо

3. Духовное Я – источник личностной активности, воли – выходит за пределы науки.

Концепции личности:

1. биологизаторская (Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль). Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ.

2. Гоместатические и антигомеостатические