Смекни!
smekni.com

Психокоррекция (стр. 3 из 15)

Итак, рационализация - это поиск ложных оснований, когда реальное состояние дел подвергается содержательному анализу и ему дается объяснение, позволяющее сохранить иллюзию, что человек действует из других - разумных и достойных - мотивов.Она превращает нужду в добродетель. Например, в обычных объяснениях алкоголиков используются мотивировки, приемлемые для окружающих и самого пьющего, позволяющие ему представить себя как жертву неблагоприятных обстоятельств и почувствовать себя правым. Похвальба альковными подвигами также может выступать как защита от страха сексуальной неполноценности ("сладкий лимон").

Идет ли рационализация по типу "зеленый виноград" или "сладкий лимон", в любом случае в ней проявляется неудовлетворенность собой и своими поступками, потребность в уклонении от ответственности и самооправдание. Для уменьшения переживаний по поводу диссонанса люди прибегают к мысленному перебору вариантов объяснения своих действий, подбирая те из них, которые помогают оправдать себя в собственных глазах.

Вытеснение.

Вытеснение представляет собой сглаживание внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания - забывания - не информации о случившимся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Вытеснение направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало после и потому удерживается в памяти.

Условие вытеснения - сравнение новой информации с идеалом "Я". При неблагоприятном для личности результате сравнении некоторые влечения выделяются и задерживаются на низших ступенях движения к реализации, т е на некоторое время для них исключается возможность удовлетворения. Вытеснение, как форма сохранения переживания, отсутствующего в сознании, впервые описано Фрейдом. Исключение из сознания мотива данного переживания приводит к его забвению, чтобы избежать неудовольствия, которое вызывается данным воспоминанием. Анализируя материал, относительно которого у человека обнаруживается постоянная рассеянность или упорная забывчивость, можно увидеть его скрытые побуждения. Ошибки припоминания возникают в результате внутреннего напряжения, исходящего из чего-то вытесненного.

Любопытный пример вытеснения (из собственного опыта) приводит Фрейд. Поссорившись с одним семейством, он неосознанно обходил их дом во время прогулок, но заодно он не мог найти дом по соседству, в котором была нужная ему лавка. "Я не мог вспомнить название улицы, но был уверен, что стоит мне пройтись по улице, и я найду лавку, потому что моя память говорила мне, что я проходил мимо нее бесчисленное множество раз. Однако, к моей досаде, мне не удалось найти витрины со шкатулками, несмотря на то, что я исходил эту часть города во всех направлениях".

Здесь уместно вспомнить, что бессознательное неподвластно времени. Событие, ранее вытесненное и через много лет вновь введенное в сознание, не теряет своего эмоционального заряда и действует на сознание с прежней силой. В этом смысле и говорят о непоправимости, некорректируемости того, что вытеснено позднейшими переживаниями. Разрядка напряжения наступает только тогда, когда сознательный мыслительный процесс проникает до места, где хранится нечто раннее вытесненное, и преодолевает его сопротивление.

События, вытесненные в бессознательное, сохраняют эмоциональный энергетический заряд и поэтому постоянно ищут выхода наружу. Вытеснение есть не освобождение от нежелательного груза, а постоянное, выматывающее, требующее непрерывного расхода энергии держание его под спудом. Когда вытесненное влечение делает попытку пробиться в сознание, возникает тревога, беспричинный страх. Поэтому, хотя вытесненным влечениям закрыт путь к реализации, они накапливают в подсознании энергетический заряд, провоцирующий повышение общей эмоциональности, а иногда и заставляющий человека менять логику поведения. Возникает особая, эффективная логика, логика крайностей в оценке действительности. Типичный пример вытеснения - стремление отца, путем чрезмерных нагрузок и закаливания, сделать из сына "настоящего мужчину", что нередко объясняется вытеснением из сознания опасениями отца за свою собственную мужественность.

Забывание при вытеснении сводится к изолированию тревожащих мыслей, тек разрушению связей в памяти, что может привести к непониманию причинно-следственных связей событий. Это - проявление той же общей тенденции: при сильном эмоциональном возбуждении, защищая свою психику, человек допускает в сознание только ограниченный круг фактов и впечатлений.

Частичное возвращение вытесненного в сознание может произойти при условии, что отрицается не сам факт, но лишь его логичность, правильность, справедливость. Таким образом вытеснение частично получает "право гражданства" в сознании, но доступ при этом свободен только к его образному содержанию, а эмоциональное выполнение вытесненного - по-прежнему по запретом.

Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Академик М.Н.Амосов приводит такой пример: "Умирал Федоровский. Академик Шалимов прооперировал: опухоль неудалима, как и предполагали. Конечно, больному сказали, что все сделано радикально... И он поверил. Что значит инстинкт жизни! Опухоль явно прощупывалась, рвоты продолжались, и кахексия нарастала, а он, опытный здавомыслящий профессор, хирург, надеялся на близкое улучшение почти до самого конца."

Вытеснение может осуществляться не только полностью, но и частично, когда в сознании остается невытесненным отношение к истинному мотиву. Трансформируясь, оно проявляется в виде чувства немотивированной тревоги, иногда сопровождающейся соматическими явлениями. Например, у ученика, испытывавшего отвращение к обучению игре на фортепьяно, вдруг могут появиться спазмы или судороги в руках.

Н.П.Бехтерева описывала характерный пример из свой жизни:"Я увидела у очень близкого мне человека признаки, как казалось, опасной болезни. Увидела на миг. Не усомнилась в диагнозе и мгновенно забыла то, что увидела. Две недели меня преследовало чувство, что что-то произошло. Тяжелое, страшное. Но что? Эти две недели я была вне контакта с больным. Не вспомнила, и встретив его. И только увидев вновь признаки болезни, уже усилившиеся, вспомнила все".

Интересный случай неполного вытеснения с соматическим сопровождением приводит Фромм. Писатель пришел к психотерапевту с жалобами на головные боли и приступы головокружения.Перед этим он уже побывал у терапевта, но тот ничего не обнаружил - организм в порядке, однако самочувствие остается плохим. История писателя была такова. За два года до визита к психотерапевту он получил работу, очень привлекательную с точки зрения денег. В житейском плане это было настоящим успехом. Однако теперь ему приходилось писать вещи, противоречащие его убеждениям. Писатель потратил большое количество энергии, пытаясь согласовать свои действия с совестью, изобретая сложные логические доказательства того, что в действительности эта работа не затрагивает его интеллектуальной и моральной честности - но все было безуспешно. Начались головные боли, головокружения. Нетрудно видеть, что появившиеся недомогания служили симптомом неразрешимого конфликта между тягой к деньгам, престижу - с одной стороны, и моральным ценностям - с другой. Как только писатель избавился от этой работы и вернулся к образу жизни, при котором он мог бы себя уважать, его состояние нормализовалось.

Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к новой оценке травмирующей ситуации ( чем конфликт обычно снимается), либо к подключению других защитных механизмов.

Проекция

- это черта, отношение, положение, чувство или фрагмент поведения, которая в действительности принадлежит вашей личности, но не ощущается вами таким образом, а приписывается объектам или людям в окружении и затем переживается как направляемое ими на вас, а не наоборот. (Н: проецирующий, не сознавая, что он отвергает других, полагают, что они отвергают его; или не сознавая, что он относится к другим сексуально, полагает, что они смотрят на него с вожделением)

Этот механизм функционирует как прерыватель возникающего побуждения, когда оно таково, что человек не может с ним справиться. Это предполагает следующее:

1 Вы сознаете природу возникающего импульса; но

2 Вы прекращаете агрессивный подход к среде, необходимый для адекватного выражения, с тем результатом;

3 что вы исключаете это из внешней деятельности своего "Я"; тем не менее, поскольку вы сознаете, что импульс существует, он-

4 должен приходить извне - скорее всего от человека или людей в вашем окружении; и -

5 он кажется насильственно направленным на вас, потому, что ваше "Я", не понимая этого, насильственно прерывает ваш собственный направленный во вне импульс.

В проекциях человек сознает импульс и сознает объект в среде, но не отождествляет себя со своим агрессивным подходом и не проводит его, так что в результате он теряет ощущение того, что это его импульс.Вместо этого он сам ждет решения своих проблем извне.

Этот механизм является невротическим, только если он неуместен и хроничен. Он может быть полезным и здоровым, если употребляется временно и в определенных обстоятельствах. Примерами здоровой временной проекции могут быть деятельности планирования и предвидения. В них человек "чувствует себя" в будущей ситуации -проецирует себя в среду и затем, следуя этому практически, интегрирует себя с проекцией. Одаренные художественным воображением артисты облегчают свои проблемы, проецируя их в свои художественные творения.

Все механизмы защиты становятся нездоровыми, если возникает структурная фиксация на каком-л невозможном или несуществующем объекте, потеря сознавания и следующая из этого блокировка интеграции.