Смекни!
smekni.com

Психокоррекция (стр. 7 из 15)

Фрейд рассматривал катарсис через призму любви и веры, формирования религиозных культов и обрядов. У истинно верующего или преданно любящего человека меняются мотивы и установки: воля к самоутверждению и желание настоять на своем сменяются готовностью "быть ничем", чтобы раствориться во Всевышнем, любимом. В этом состоянии резко меняется шкала ценностей. Прибежищем безопасности человека становится то, чего раньше он больше всего боялся. Наступает состояние счастья и наслаждения новоприобретенной свободой.

Сублимация

- это защита, осуществляющая переориентацию сексуального или агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с личностными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые обществом формы творческой активности. Это - наиболее адаптивная из форм защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально-одобряемому результату. Важно, что при сублимации замещается не сам объект (неприемлемый-приемлемым), а способы взаимодействия с ним.

Способность большинства людей отвлекаться от первоначальной цели и находить удовлетворение в объекте, допустимом с социальной точки зрения, т е сублимировать свои влечения, ограничена. Сублимация часто связана с десексуализацией, но последняя не всегда является порождением защиты, так как, в норме, возникновение "сверх-Я" также предполагает десексуализацию.

Сублимация - процесс, ведущий к переориентации реагирования с низших, рефлекторных форм - на высшие, произвольно управляемые, разрядка энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения. Она включает перенаправление энергии от объекта инстинктивных влечений к объектам иного рода и сопутствующую трансформацию эмоций. Благодаря исключительной силе сексуального в человеке, его переадресация в другие области приводит к значительному повышению работоспособности и творческой отдачи. Сублимацией Фрейд объяснял как научную деятельность, так и художественное творчество, которые, по Фрейду, суть лишь разные способы снятия напряжения. Следствием творческого акта является разрядка накопленных эмоций, что разрешает конфликт или ослабляет его до допустимого уровня. Разрядка психического напряжения наблюдается в момент "озарения". Фрейд писал:"Часто исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяют собой сексуальное удовлетворение."

Хотя абсолютное подавление сексуальности, несомненно, снижает творческую активность и способность к эффективным решениями, многим удается перевести значительную часть полового влечения в профессиональную деятельность. Ньютон не знал половой жизни, как и Грегор Мендль. Превращение сексуальной энергии в творческий потенциал невозможно без личностных потерь. Человек, вставший на путь сублимации и запрещающий себе половую любовь, откладывающий ее до момента, когда "хорошо узнает партнера", не способен уже на сильные чувства. Он остается "по ту сторону" любви и ненависти, так как затемняет страсть исследованием.

Половое влечение особенно пригодно для сублимации, так как оно сравнительно легко поддается подмене своей цели на другую ( в том числе и несексуальную). Важно заметить, что если нечто, например сексуальная любознательность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то таким способом оно избегает вытеснения. Образование идеала "Я" и повышение требований к себе провоцирует вытеснение, но сублимация позволяет осуществить эти неприемлемые устремления и обойтись без вытеснения.

Идентификация

- разновидность проекции, неосознаваемое отождествление себя с другим человеком и перенос на него желательных для себя чувств и качеств. Это -возвышение себя до другого через расширение границ своей индивидуальности: человек, "включив" другого в свое "Я", заимствует его мысли, чувства или действия. Вообразив себя на месте "образца", т е переместив центр своего "Я" в этом, теперь уже общем пространстве, он может испытать сочувствие, соучастие, эмпатию, почувствовать другого через себя и тем самым глубже его понять, а сочувствие или сопереживание, в свою очередь, предполагают "слияние" индивидульностей через общие чувства и переживания. Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека созначимой личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается действовать.

Идентификация реализуется не только при отождествлении себя с кем-то, но и при причислении себя к определенному роду, классу, психологическому типу. В любом случае она облегчает осознание, понимание своей сущности, расширяет "Я", включая в него не только конкретных людей, но в отдельных случаях и мир, общество в целом. Еще Фрейд отмечал возникновение особой формы идентификации -"океанического" чувства, состояния полного слияния со вселенной, единения, разрушаещего любые преграды между "Я" и остальным миром. Растворяя себя в чем-то большем, человек преодолевает свои границы, приобретает единство с природой и Богом. Это не формирование дополнительных границ внутри, а утрата границ внешних. В общем случае граница "Я", помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, смещается, в результате чего либо отвергается то, что принадлежит нам самим, либо принимается принадлежащее другому человеку или миру в целом. Состояния транса или гипноза -разновидности межличностного слияния.

Идентификация как один из механизмов самопознания начинается с детских ролевых игр ("дочки-матери", "пожарники", "космонавты") Она приносит чувства единства и гармонии через сопричастность с кем-то или с чем-то. Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят, создавая тем самым основу для самоуважения. С помощью сублимации ребенок усваивает нормы поведения значимых для него людей, т е активно социализируется. Идентификация опосредует принятие женской или мужской роли, позиции взрослого, т е участвует в формировании "сверх-Я".

Отсюда ясно, насколько важна для развития ребенка возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых им людей как свои собственные, человек из этих элементов формирует свой идеал - внутреннее представление о том, каким бы он хотел бы стать.

Для идентификации с кем-то нужна определенная мера сходства с ним. усиливающая чувство симпатии, близости и инициирующая процессы отождествления. Стремление к идентификации тем больше, чем ближе образ героя смыкается с представлением об идеальном варианте себя самого. Вспомним, что обижаемся мы только на того, кого любим, ибо только в этом случае у нас имеются ожидания, установки - мы знаем, как "он" должен вести себя, ведь это "часть нас самих".

Идентификация с героем помогает человеку принять его способы восприятия окружающего и разделить его представления о приемах разрешения конфликтов. Она дает возможность не столько понять, сколько почувствовать то, что чувствует герой, и таким образом научиться интерпретировать сходные состояния у себя. Идентификация - это состояния, в котором человек сливается с объектом, с тем, что он делает, говорит, чувствует, желает, с тем, во что он верит. Это отождествление изменяет его ощущения и организацию внимания настолько, что он теряет способность со стороны, непредвзято посмотреть на объект идентификации.

Осознание своих недостатков, особенно в сравнении с достоинствами других людей, вызывает у человека внутреннюю напряженность. Этот конфликт можно разрешить по-разному: закрыть глаза на свои недостатки, возненавидеть идеал, который служит прямым укором, или же, наоборот, полюбить этот идеал.

Не все виды психологической защиты примиряют человека с самим собой за счет отвержения неприемлемой новой информации. Идентификация, катарсис и сублимация - приводят к включению части этой новой информации в собственную систему ценностей, изменяют модель мира и таким образом ослабляют конфликт между "хочу" и "могу".

Человеку, относящемуся к жизни творчески, необходима свобода. Свобода эта заключается прежде всего в умении смотреть на события с разных точек зрения, в многообразии способов взаимодействия с миром. Но на пути непредвзятого восприятия окружающих вещей и событий встают психологические барьеры. Они как шоры, фильтры, линзы, ограничивают и искажают восприятие мира. Коль скоро какую-то часть мира человек не воспринимает, а другая для него деформирована, он может не усмотреть объективные закономерности во внешней среде, что резко ограничивает разнообразие гипотез, выдвигаемых при решении задач.

Психологические барьеры формируются и укрепляются как система защиты от травмирующих факторов, угрожающих положительной самооценки человека. Но одновременно они представляют собою скорлупу, в которой человек живет, и иногда она настолько тверда, что он не может "прорасти" за ее пределы. Для проявления творческих возможностей личности полезно ограничить влияние этих барьеров, т епоставить их на необходимую высоту и расположить наилучшим образом, - так как эти эти барьеры играют как отрицательную, так и положительную роль ( они конденсируют, фокусируют, собирают мысль, не позволяя ей чрезмерно растекаться).

Подсознательные барьеры отражают противостояние человека самому себе. Неосознанность их влияния на поведение и их глубинные связи с физиологией затрудняют управление ими. Но если существующее положение вещей не осознавать и признавать, то его невозможно будет изменить, и оно неизбежно будет возникать снова и снова.