Смекни!
smekni.com

Ребёнок в системе дошкольного воспитания (стр. 2 из 4)

Ребенок дошкольного возраста очень любознателен, задает мно­го вопросов, требуя немедленного ответа. В этом возрасте он про­должает быть неутомимым исследователем. Многие педагоги пола­гают, что нужно идти за ребенком, удовлетворяя его любопытство и обучая тому, к чему он сам проявляет интерес, о чем спрашивает.

В этом возрасте происходит наиболее продуктивное развитие речи. Увеличивается словарный запас (до 4000 слов), происходит развитие смысловой стороны речи. К 5—6 годам большинство де­тей овладевает правильным звукопроизношением.

Постепенно меняется характер взаимоотношений детей со взрос­лыми. Продолжается формирование социальных норм и трудовых навыков. Некоторые из них, например убирать за собой, умываться, чистить зубы и т. п., дети пронесут через всю жизнь. Если же упу­щен период, когда эти качества интенсивно формируются, то навер­стать упущенное будет нелегко.

Ребенок этого возраста легко перевозбуждается. Ежедневный просмотр даже коротких телевизионных передач вреден для его здо­ровья. Нередко уже двухлетний малыш сидит с родителями по часу и более у телевизора. Он еще не в состоянии осмыслить того, что слышит и видит. Для его нервной системы это сверхсильные раз­дражители, утомляющие слух, зрение. Только с трех-четырехлет­него возраста можно разрешать ребенку смотреть детскую передачу в течение 15—20 минут 1—3 раза в неделю. Если перевозбуждение нервной системы случается часто и длится долго, то уже к школе ребенок страдает нервными заболеваниями. По некоторым оценкам,лишь четверть детей приходят в школу здоровыми. И виной тому все тот же злополучный телевизор, который лишает ребенка нор­мального физического развития, утомляет без всякой пользы его нервную систему, засоряет детскую голову ненужной информацией. Родители пока очень легкомысленно относятся к советам педаго­гов и врачей.

К концу дошкольного периода у детей появляются зачатки про­извольного, активного внимания, связанного с сознательно постав­ленной целью, с волевым усилием. Произвольное и непроизволь­ное внимание чередуется, переходит одно в другое. Слабо развиты у детей такие свойства внимания, как распределение и переклю­чение. Отсюда — большая неусидчивость, отвлекаемость, рассеян­ность.

Ребенок дошкольного возраста уже многое знает и может. Но не следует переоценивать его умственные возможности, умиляясь, как бойко он произносит замысловатые выражения. Логическая форма мышления ему почти недоступна, точнее еще не характерна для не­го. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Большую роль в умственном развитии ребенка играют матема­тические представления. В последние десятилетия мировая педаго­гика, разрешая вопросы обучения детей шестилетнего возраста, об­стоятельно изучила многие аспекты формирования логических, ма­тематических и вообще абстрактных представлений. Оказалось, что для верного их понимания детский ум еще не созрел, хотя при пра­вильно выбранных методах обучения ему доступны многие формы абстрактной деятельности. Существуют так называемые «барьеры» понимания, над изучением которых много трудился известный швейцарский психолог Ж. Пиаже. В игре дети способны без всяко­го обучения усвоить понятия о форме предметов, величине, количес­тве. Но без специального педагогического руководства им трудно перешагнуть через «барьеры» понимания отношений. Например, де­ти не могут сообразить, где больше по величине, а где больше по количеству. На двух листочках нарисованы груши. На одном семь груш, но они очень маленькие и занимают только половину листочка. А на другом — три груши, но они большие и занимают весь листок. На вопрос — где больше груш? — большинство детей дает непра­вильный ответ, указывая на листок с тремя грушами. Этот простой пример обнажает принципиальные возможности мышления. Детей дошкольного возраста можно выучить даже очень трудным и сложным вещам (например, интегральному исчислению), только по­нимать они мало что будут. Народная педагогика, конечно, знала «барьеры Пиаже» и придерживалась мудрого решения: пока молодой — пусть запоминает, а подрастет — поймет. Вовсе не обязатель­но тратить огромные усилия, чтобы хоть как-то прояснить в этом возрасте то, что само собой придет со временем. Искусственное фор­сирование темпов развития ничего, кроме вреда, не дает.

К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных чувств и жела­ний, то поступки пяти-шести летнего ребенка более осознанны. В этом возрасте он уже движим такими мотивами, которых у него еще не было в раннем детстве. Они связаны с интересом детей к ми­ру взрослых, со стремлением быть похожими на них. Немаловажную роль играет стремление получить одобрение родителей, воспитате­лей, а также завоевать симпатию сверстников. Мотивом деятельно­сти многих детей выступают личные достижения, самолюбие, само­утверждение. Они проявляются в притязаниях на главные роли в играх, в желании побеждать в соревнованиях. Это своеобразное про­явление потребности детей в признании.

Моральные нормы дети усваивают подражая. Сказать правду, взрослые не всегда дают им образцы для подражания. Особенно пагубно влияют на формирование нравственных качеств ссоры и скандалы взрослых. Дети уважают силу. Они, как правило, чув­ствуют, кто сильнее. Их трудно ввести в заблуждение. Истеричность поведения взрослых, оскорбительные выкрики, драматизированные монологи и угрозы — все это унижает взрослых в глазах детей, де­лает их неприятными, но никак не сильными. Настоящая сила — спокойное дружелюбие. Если его будут демонстрировать хотя бы воспитатели — шаг к воспитанию уравновешенного человека будет сделан.

Направить выбор ребенка между неблаговидным и правильным поступком можно лишь одним способом — сделать выполнение не­обходимой моральной нормы эмоционально более привлекатель­ным. Другими словами, нежелательное действие не должно тормо­зиться, вытесняться правильным, но побеждаться им. Этот прин­цип является общей основойвоспитания.

Среди индивидуальных особенностей дошкольников педагоги большое внимание уделяют темпераменту и характеру, И. П. Пав­лов выделил три основных свойства нервной системы (силу, под­вижность, уравновешенность) и четыре основных сочетания этих свойств;

—сильный, неуравновешенный, подвижный — «безудержный» тип;

—сильный, уравновешенный, подвижный — «живой» тип;

—сильный, уравновешенный, малоподвижный — «спокойный» тип;

—«слабый» - тип.

«Безудержный» тип лежит в основе холерического темперамен­та, «живой» — сангвинического, «спокойный» — флегматического, «слабый» — меланхолического. Конечно, ни родители, ни педагоги не выбирают детей, но темпераменту, воспитывать нужно всех, но по-разному. В дошкольном возрасте темперамент выражен еще не­ярко. К специфическим особенностям этого возраста относятся: сла­бость возбудительного и тормозного процессов; их неуравновешен­ность; высокая чувствительность; быстрое восстановление. Желая правильно воспитать ребенка, родители и воспитатели учтут жиз­ненную силу нервного процесса: сохранение работоспособности при длительной напряженности работы, устойчивый и достаточно вы­сокий положительный эмоциональный тонус, смелость в непри­вычных условиях, устойчивое внимание как в спокойной, так и в шумной обстановке. О силе (или слабости) нервной системы ребенка свидетельствуют такие жизненные показатели, как его сон (быстро ли засыпает, спокоен ли сон, крепок ли), быстрое (медленное) вос­становление сил, поведение в состоянии голода (плачет, кричит или проявляет веселость, спокойствие). К жизненным показателям урав­новешенности относят следующие: сдержанность, усидчивость, спо­койствие, равномерность в динамике и настроении, отсутствие в них периодических резких спадов и подъемов, плавность речи. Жиз­ненные показатели подвижности нервных процессов — это быстрое реагирование на все новое, быстрая выработка и изменение жиз­ненных стереотипов, быстрое привыкание к новым людям, способ­ность «без раскачки» переходить от одного вида работы к другому (Я. Л. Коломинский).

Характеры детей дошкольного возраста еще только формиру­ются. Поскольку основой характера является тип высшей нервной деятельности, а нервная система пребывает в состоянии развития, то можно только предполагать, каким вырастет ребенок. Можно при­вести массу примеров, описать множество фактов, но достоверный вывод будет только один: характер — это уже результат формирова­ния, он составится из тысяч больших и незаметных влияний. Что именно в нем останется от пяти-шестилетнего ребенка — сказать трудно. Но если мы хотим сформировать определенный тип харак­тера, то воспитание должно быть соответствующим.

Проблемой общества и школы является однодетная семья. В ней ребенок имеет ряд преимуществ, для него создаются благоприят­ные условия, у него нет дефицита общения со взрослыми, что поло­жительно сказывается на его развитии. Ребенок растет любимым, обласканным, беззаботным и счастливым, с высокой начальной са­мооценкой. Но есть и очевидные минусы однодетной семьи: в ней ребенок слишком быстро перенимает «взрослые» взгляды и привычки, у него формируются ярко выраженные индивидуалистичес­кие и эгоистические качества, он лишен многих радостей взросле­ния, через которые проходят дети в многодетных семьях. У ребенка из такой семьи не формируется одно из главных качеств — умение сотрудничать с другими.