Смекни!
smekni.com

Социальная психокоррекция (стр. 2 из 6)

Деструктивное воздействие фрустрации на человека носит разрушительный характер и может привести с социально-психологической катастрофе личности, если эмоционально-негативное перевозбуждение будет усиливаться. Это произойдёт потому, что,

- во-первых, мобилизация психической энергии может превысить допустимый уровень;

- во-вторых, чрезмерное напряжение приведёт к когнитивной ограниченности: человек настолько сосредотачивается на препятствиях, что не видит альтернативных путей к цели или не может сменить цель,

- в-третьих, эмоциональное перевозбуждение препятствует нормальному размышлению и человек впадает в панику.

Существует пороговая величина напряжения, превышать которую недопустимо.

Эту величину можно назвать толерантностью к фрустрации. Человек может переживать фрустрацию значительной силы и длительности, не проявляя признаков психической дезорганизации. Но как только уровень возбуждения превзойдёт порог индивидуальной толерантности к фрустрации, проявятся признаки серьёзной деструкции. Эти последствия многообразны – возникает целая группа социально-психологических явлений, которые относятся к предмету исследования нового направления – патологии социальной психики.

Деструктивные последствия многообразны, но социопсихолога интересуют именно нарушения норм общения, как наиболее значимые (с точки зрения социальной психологии).

Устранение деструкций может обеспечить комплексная социальная терапия – социотерапия, которая синтезирует все три основных уровня общения межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Для этого необходимо, чтобы психика личности как динамическая, функциональная система, обеспечивающая управление человеческой деятельностью и связями человека с окружающей его социальной средой, перешла режим рефлексивного функционирования. Переход в такой режим обеспечивается

- интенсификацией усилий (что позволяет мобилизовать резервные возможности человека);

- заменой средств достижения цели (переоценкой и выбором более приемлемых);

- заменой самих целей,

- переоценкой всей ситуации (интенсификация усилий, использование новых средств, достижения целей формирует и новый взгляд на ситуацию, на своё личное отношение к ней, что приводит к её переоценке).

Всё это возможно, если включается в действие механизм рефлексии. Но для его ввода в действие необходима аффективная разрядка – катарсис. Методом, формирующим катарсис личности через импровизационно-ролевое взаимодействие личности с группой, и является психодрама.

Всякая Психодрама разворачивается как спектакль, в котором заняты

- режиссёр-постановщик психодрамы – специально подготовленный психотехнолог;

- протагонист – главное действующее лицо психодрамы, тот человек, чья драма в данный момент разыгрывается;

- вспомогательные игроки – партнёры протагониста в психодраме (это либо сам режиссёр, либо его помощники, специально подготовленные для исполнения различных ролей, либо члены группы, участвующие в психодраме);

- зрители – т.е. все остальные участники психодрамы.

При этом пространственная организация психодраматического действия называется сценой.

Развитие психодрамы проходит три фазы:

1) разогрева – режиссёр выбирает протагониста, чья драма будет инсценирована. На этой фазе режиссёр должен проявить истинную эмпатию, чтобы почувствовать, кто может и должен быть сейчас протагонистом и какая проблема актуальна для протагониста и всей группы. Фаза разогрева предполагает использование системы психотехник, начиная с психологического "размораживания" участников психодрамы и кончая их вводом в психологическую атмосферу инсценировки;

2) действия – действенно-ролевая инсценировка в идеальном случае вызывает у протагониста или всей группы участников катарсис (здесь используется специальная техника психодрамы, о которой мы поговорим чуть позже);

3) обмена чувствами – участники делятся чувствами и переживаниями, помогая преодолеть возможные травмирующие последствия публичного самораскрытия.

Здесь широко используются технические приёмы группового психоанализа.

Технические приёмы психодрамы

Рассмотрим некоторые технические приёмы психодрамы.

1. Смена ролей – это обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они, уже получив некоторый опыт взаимодействия, попытаются войти в "психологический мир" друг друга, чтобы психологически дорисовать свой портрет, который начал рисовать партнёр.

Смена ролей осуществляется в трёх вариантах, т.е. как

- классическая смена ролей (два реальных присутствующих в данный момент человека обмениваются ролями, так что протагонист играет роль вспомогательного игрока, а вспомогательный игрок – роль протагониста);

- неполная смена ролей (протагонист играет роль реального, но отсутствующего в данный момент человека, например, мать играет роль своей дочери, которая не входит в состав группы, а роль матери играет вспомогательный игрок);

- социодраматическая смена ролей (протагонист играет роль отвлечённого или фантастического персонажа).

Для того чтобы смена ролей дала эффект. Необходимо, чтобы игроки глубоко проникли в мир человека, которого играют, пережили историю его жизни, усвоили его видение мира. Традиционная технология репетиций, как показывает опыт, здесь не подходит. Вместо неё используется техника индивидуально-психологического разогрева вспомогательного игрока, играющего роль значимого для протагониста лица, с использованием приёмов суггестивного воздействия. Протагонист встаёт за спиной вспомогательного игрока, кладёт обе руки на его плечи и произносит монолог-презентацию от лица человека, роль которого необходимо играть вспомогательному игроку.

Вместо молчаливого вспомогательного игрока может использоваться и просто вспомогательный стул, с которым протагонист вступает в психодраматическое взаимодействие.

"Техника стульев" может быть использована и тогда, когда участник психодрамы выражает две и более противоборствующие тенденции, скрытые в какой-либо межличностной ситуации. Стулья используются для того, чтобы представлять каждую их альтернатив. Протагонист принимает на себя разные роли, садясь на разные стулья, и режиссёр интервьюирует его в каждой из ролей.

"Идеальный другой" – один из вариантов техники смены ролей, описанный И. Гринбергом. Существующий в действительности значимый для протагониста человек заменяется фантастическим образом такого значимого человека, какого у него никогда не было, но какого он хотел бы видеть возле себя. Эта техника обычно применяется на стадии завершения психодрамы с целью снижения напряжения. Цель смены ролей – побудить человека увидеть другие перспективы и научиться ценить другого человека, входя в его внутренний мир, как в свой собственный. Дж. Морено считал смену ролей движущей силой психодрамы лучше всего узнаёшь другого человека, когда играешь его.

2. Дублирование – это такой приём, когда вспомогательный игрок высказывает мысли и чувства, которые протагонист, быть может, затрудняется выразить.

Обычно дублёр стоит близко, или за спиной, или рядом с протагонистом, чтобы внимательно наблюдать за его невербальными действиями. Время от времени дублёр высказывает свои догадки по поводу того, что чувствует, о чём думает и что собирается сказать протагонист. Протагонист может изменить, дополнить высказывания дублёра. Иногда роль дублёра берёт на себя режиссёр психодрамы. Задача дублёра – оказать поддержку протагонисту, эмпатически общаясь с ним и высказывая различные догадки на его счёт.

Другой вариант техники дублирования – "множественные двойники", когда вспомогательные игроки представляют иные ипостаси личности протагониста:

- один – самоуверенного коммерсанта,

- другой – забитого мужа,

- третий – разгневанного отца

и т.д.

Главная цель этой техники – прояснить дилемму протагониста.

Этот вариант техники дублирования напоминает так называемую "психосинтетическую психодраму", в которой протагонист сам выделяет в себе отдельные субличности – имеющие свои цели, намерения и желания, а затем вспомогательные игроки, исполняющие роль каждой из субличностей, окружают протагониста и начинают убеждать его в своей нужности и важности, "бороться" между собой за место, которое протагонист в своей личности им отводит, за время, которое каждой из них будет уделено. За право вбирать в себя энергию протагониста.

Приём "множественных двойников" позволяет показать протагонисту новые грани ролей, которые он играет в жизни, т.е. расширить представление о роли, пережив её в исполнении вспомогательных игроков. Таким образом, этот приём техники дублирования даёт возможность вживаться в роль той или иной личности, а не инсценировать её личный опыт, что ближе уже к социодраме.

3. Зеркальное отражение – это такой приём, когда вспомогательный игрок вторично проигрывает какие-либо моменты поведения протагониста, а тот наблюдает за этим, сидя в зрительном зале. При этом подвергаются гиперболизации многие черты протагониста, чтобы он мог лучше осознать их.

Техника зеркального отражения позволяет моделировать новые виды поведения, демонстрируя дисфункциональные аспекты старых форм поведения. Она расширяет зону психологического видения участником психодрамы самого себя, демонстрируя ему, как его действия воспринимаются окружающими его людьми.

    Монолог. Протагонист высказывает свои мысли и чувства зрителям. Он выходит из предлагаемых обстоятельств разыгрываемой в данный момент сцены и произносит монолог о том, какие чувства она у него сейчас вызывает. При этом протагонист расхаживает по сцене. Монолог может быть использован для разогрева протагониста, подготовки его к конфликту в психодраматическом действии и для снятия напряжения, возникшего в результате его публичного самораскрытия.

Вариант монолога называется " В сторону": режиссёр останавливает действие, когда ему кажется необходимым, и спрашивает протагониста, какие мысли и чувства он сейчас переживает. Это используется тогда, когда протагонист страшится говорить о своих мыслях и чувствах вспомогательному игроку. Проговаривание мыслей вслух позволяет участнику отстраниться от эмоциональных реакций и увидеть всё по-новому. Эта техника способствует познавательному инсайту и когнитивной разработке проблемы.