Смекни!
smekni.com

Социальная психокоррекция (стр. 3 из 6)

    "За спиной" – это обсуждение действий, мыслей и чувств протагониста как бы в его отсутствие, хотя на самом деле он находится среди зрителей. Протагонист сидит на стуле, повёрнутом спинкой ко всем остальным участникам, и не может принимать участие в обсуждении, а члены группы высказывают своё отношение к нему.

Приём "За спиной" парадоксальным образом помогает участнику группы обратиться лицом к группе, а группе – лицом к нему.

  1. "Все за спиной" – это приём, когда протагонист просит членов группы уйти; однако вместо того, чтобы уйти, они все поворачиваются к нему спиной. Протагонист действует так, как будто они действительно ушли, и говорит в адрес каждого члена группы, что он чувствует по отношению к нему.
  2. "Повернись к нему спиной": смущённый, застенчивый или неуверенный в себе протагонист высказывает свои мысли и чувства тем членам группы, которые внушают ему страх. Режиссёр психодрамы предлагает протагонисту повернуться спиной к пугающему его человеку и представить себе, что он находится в привычном для себя месте наедине с режиссёром.
  3. "Статуя": протагонист выражает свои чувства, взгляды или другие внутренние состояния через зримые образы членов группы, представляющие собой как бы элементы реальности. Например, каждый член семьи показывает с помощью "скульптуры" момент будущей жизни этой семьи, который он хотел бы пережить, или, напротив, тот момент, который его больше всего пугает. Приём нацелен на то, чтобы скрытые мысли и чувства сделать явными.
  4. "Фотография": участникам предлагается вспомнить какую-нибудь семейную фотографию и затем "воспроизвести" её, используя вспомогательных игроков.
  5. "Сновидения": на сцене проигрываются сновидения протагониста, что позволяет ему организовать сон так, как он ему сейчас вспоминается, и выбрать вспомогательных игроков для воспроизведения сна.
  6. "Физикализация" – это перевод мыслей и чувств в реальные действия в ходе инсценирования конфликтов, требующих именно такой активной манеры переработки. Физикализация позволяет лучше осознать свою роль, углубить своё восприятие событий. Она побуждает участника не столько отстраниться от своих чувств, сколько полнее пережить их, пробудить другие эмоции и освободить блокированные источники энергии.
  7. "Психодраматический бодибилдинг": протагонист выбирает вспомогательных игроков для исполнения ролей различных частей своего тела. Режиссёр интервьюирует протагониста, временно принимающего на себя роль каждой из этих частей, стараясь определить, какая эта часть тела, как она функционирует и влияет на всё остальное тело. Опросив одну часть, режиссёр переходит к другим частям, пока не будет "построен" всё тело. Когда тело готово, протагониста просят отойти в сторону и наблюдать, как взаимодействуют эти части. Затем режиссёр предлагает протагонисту определить те части, которые его не удовлетворяют, и "перестроить" их.
  8. "Самореализация": членам группы предлагается представить себе свои жизненные планы, а затем эти планы инсценируются.
  9. "Запредельная реальность" – это вывод ситуации за её обычные пределы, чтобы субъект и группа могли лучше осознать её.
  10. "Круг давления": протагониста окружают другие члены группы, сцепившись друг с другом руками и ладонями, и не позволяют ему вырываться из круга. Круг символизирует давление и гнёт, которые испытывает протагонист. Он получает инструкцию от режиссёра – вырываться из круга любым возможным способом.
  11. "Круг утешения" используют после инсценирования горя или сильного аффекта, которые пережил протагонист. Члены группы окружают протагониста, выражая ему любовь и сочувствие как вербальными, так и невербальными средствами.
  12. "Круг друзей": друзья из прошлого, настоящего или желаемого будущего ходят вокруг протагониста, слушая, как он рассказывает свой сон. Так продолжается до тех пор, пока сон не будет пересказан.
  13. "Стена, или ограда": группа строит "стену", символизирующую внутренние барьеры протагониста, отделяющего его от значимого для него человека. Протагониста настраивают на то, чтобы прорваться сквозь стену и встретиться с этим человеком по ту сторону стены.

Вариант этой техники, "Реагирующий барьер" был разработан Р. Б. Роббинсоном: между протагонистом и значимым для него человеком строится символическая стена из вспомогательных игроков. Каждому вспомогательному игроку назначается особая задача, и каждая положительная реакция протагониста продвигает его к значимому для него другому, в то время как каждая негативная реакция отдаляет от этого другого.

    "Высокий стул": протагониста сажают на стул так, что он (или она) начинают ощущать себя выше остальных членов группы. Вариант: протагониста модно попросить встать на стул, чтобы почувствовать себя более сильным во взаимодействии с авторитетными фигурами.

В модификации Е. В. Сидоренко эта техника называется "Императрица": девушка-протагонист садится на стул, а все другие участники группы стоят полукругом перед ней, изображая "подданных". Каждый из них с поклоном выражает ей своё восхищение её личными качествами. Это позволяет в лучшую сторону изменить статус личности в группе.

  1. "Судилище": используется для развития у протагониста способности прощать, если он сильно разозлён на кого-либо (значимого другого). Протагониста просят выбрать вспомогательного игрока на роль Бога. Бог "относит" протагониста в сторону и сообщает ему, что тот умер и покоится на небесах. Затем он предлагает ему принять на себя ответственность за решение, будет ли допущен на небеса значимый другой, на которого так зол протагонист.
  2. "Психодраматический шок": протагонист проигрывает психотравмирующий эпизод своей жизни до тех пор, пока он не растратит весь запас негативных эмоций. Этот приём основан на идее о том, что сильная эмоциональная реакция необходима для изменения личности к лучшему.
  3. "Модифицирующая психодрама": используется для модификации агрессивного поведения у детей. Сначала дети "выигрывают" своё плохое поведение, а затем обсуждают его. После этого проигрываются и обсуждаются варианты хорошего поведения.

Таким образом, рассмотренные технические приёмы психодрамы характеризуют её как социально-психологический метод коррекции взаимоотношений личности в социальных группах и на межличностном уровне. Драматическая импровизация позволяет, исключив психотравмирующие переживания личности, устранить нарушения норм группового общения, повысить эмоциональный статус данной личности. Следовательно, психодраму можно рассматривать как метод решения задач социоатрии, т.е. науки о лечении социальных систем. Но кроме психодрамы существует и социодрама.

Понятие социодрамы

Социодрама – это метод социальной психокоррекции межгрупповых отношений и ролевой самоорганизации личности.

Социодраматическая ролевая игра – это психосоциальная импровизация личности, в процессе которой она осваивает навыки (или корректирует деформированные) организации своего пребывания в различных ролях.

Можно по-разному трактовать отличие социодрамы от психодрамы, но с точки зрения социальной психокоррекции социодрама – это своеобразный ролевой тренинг личности. Система социодраматических ролевых игр позволяет сформировать не только социально-ролевую пластичность личности, но и системно-ролевую структуру для неё как своеобразный социальный эталон коммуникативного поведения.

Если в основу психодрамы Дж. Морено положил технику инсценирования личных переживаний, то в основу социодрамы положена техника драматизации в сочетании с техникой театрализации.

Термин "драматизация" произведён от слова "драма", главным выразительным средством которой является организация системы диалогов и монологов. Процесс технологической организации ролевого общения на основе системы правил драматизации опирается на закономерности построения драматического произведения (диалог как организационный принцип построения общения; логика драматического действия: экспозиция, завязка, цепь событий основного действия, кульминация и финал – как основа структурной организации психодрамы).

Несмотря на то, что большинство современных учёных, занимающихся проблемой организации игрового общения, пишут не о драматизации, а о театрализации, я считаю принципиальным разграничение этих двух техник. Драматизация – это техника разработки сценария психодрамы как тренинга общения, когда выстраивается целевая, структурно-логическая программа, организующая систему диалогов участников тренинга. Театрализация же – это психотехника ролевого поведения участников тренинга (или система приёмов, средств и способов ролевых действий).

Существование двух техник – драматизации и театрализации – указывает на две технологические стороны организации психодрамы. Драматизация составляет организационно-деятельностную основу психодрамы. Она имеет свои правила организации коммуникативной ситуации для ролевого тренинга.

В системе правил драматизации общения как минимум восемь правил.

Правило первое: общение должно организовываться на основе ролевой дифференциации участников диалога предусматривает чёткое разграничение функций и ролей между участниками тренинга. В соответствии с ними каждый участник получает социально одобренную норму своего поведения в учебном диалоге. Участник тренинга в разных своих психодраматических диалогах может являться носителем разных ролей. Множественность ролей, проигрываемых в короткий период тренинга психотехники общения, – это залог эффективности воспитания коммуникативной культуры личности.