Смекни!
smekni.com

Формирование социально-психологического климата, как творческой атмосферы в театральном коллективе (стр. 5 из 8)

На практике обе эти функции не всегда получают одинаковое развитие, в зависимости от того, как они реально между собой соотносятся, возможны четыре типа социально-психологического климата в организации, которые применяются в театральном коллективе.

Типология социально-психологического климата:

Личностно-пассивный социально-психологический климат. Сильно разви­та личностная функция и слабо — функция инструментальная. Чуткая, заботли­вая атмосфера. Люди работают до пенсии, и даже после пенсии их не, уволь­няют (гуманность), это наблюдается и театральном коллективе. Однако организация такого типа, возникнув в свое время как эффективная, постепенно становится пассивной, инертной. Постепенно энергичные, здоровые работники уходят из нее, остаются только те, кому этот климат удобен. Жизненное правило взаимоотношений в такой труппе:

"не высовывайся". В так называемый "застойный период" в истории нашей страны такой тип социально-психологического климата в труппах был доминирующим. Наиболее адекватным ему является попустительский тип лидера.

Выделяется ряд необходимых для лидера (режиссёра) качеств, позволяющих ему довольно длительное время "управлять" групповой динамикой в условиях гипер­устойчивой ситуации:

а) Лидер (режиссёр) должен быть своим человеком в труппе. Общие установки, реак­ции, принятые в группе. Должен представлять собой наивысшую потенцию данного социального поля, чтобы заработал механизм идентификации.

б) Лидер (режиссёр) должен легко приспосабливаться к изменениям ситуации. Он должен создавать и поддерживать моральный дух труппы, а для этого посто­янно указывать на цели труппы, предвидеть опасность, даже если ее нет, изыскивать ее, уметь найти козла отпущения, а если его нет, то взять на себя эту роль, чтобы сплотить актёрскую труппу.

в) Лидер (режиссёр) должен быть хорошим администратором или иметь хороших помощников. Отсюда известный афоризм: "Ничего не делай сам, если есть хороший зам".

г) Лидер (режиссёр) должен понимать и чувствовать своих последователей, их установ­ки, цели, идеалы и т.д. Этакое бессознательное понимание, прочувствование. Он должен планировать политику и программу так, чтобы это соответствовало желаниям последователей. Он должен сочетать желаемое последователей с тре­бованиями ситуации.

д) Лидер (режиссёр) должен учитывать личные интересы последователей, должен быть в состоянии их награждать и наказывать, но делать это, учитывая мнения труп­пы о так называемой "справедливости".

Безличностно-пассивный социально-психологический климат.

Обе функции развиты крайне слабо. Никому ни до кого нет никакого дела. "Коллектив, — пишет В. Б. Ольшанский, — разбивается на множество подразделений, каждое из которых живет своей жизнью. Личность работника администрацию не инте­ресует. Даже самостоятельность"1. Если жизненное правило в предыдущем типе социально-психологического климата "не высовы­вайся если кто-то начинает активно работать, его не замечают: "не све­тит" большая активность", то при безличностно-пассивном климате господствует анархический лозунг: "всем все до лампочки".

Наиболее адекватен безлично-пассивному климату анархический тип лиде­ра. Все члены труппы не проявляют активности в решении поставленной задачи и пытаются решить ее несогласованно, беспорядочным путем. Режиссёр также особой активности не проявляет, служит лишь источником информации или сам собирает ее; обсуждение производственных вопросов носит формаль­ный характер; отсутствует самокритичность в работе. Проявляет тенденцию подчиняться стороннему влиянию. Любой конфликт рассматривается им как отрицательное явление в работе. Выполнение задач зависит от желаний отдель­ных актёров. Руководство сводится к удовлетворению скрытых желаний и стремлений подчиненных.

Для того, чтобы сохранить свою власть не только в официальной, но и в неформальной системе отношений, попустительские и анархические лидеры очень часто используют так называемые ложные авторитеты. Наиболее распространенными из них являются следующие:

Авторитет доброты, подкупа. Отдельные режиссеры стремят­ся завоевать авторитет и уважение актеров попустительством, снижением требовательности.

Авторитет резонерства. В стремлении завоевать авторитет отдельные режиссёры пытаются показать себя всезнающими и стараются влиять на актёров бесконечными поучениями и назиданиями. Такие режиссёры ошибочно полагают, что эти нотации и есть главное средство воздействия на ситуацию общения.

Авторитет педантизма. Отдельные режиссеры создают в своих хозяйствах целую систему ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций и стремятся превратить их в основу отношений кактёрам. Это порождает атмосферу мелочного педантизма, постоянных, не согласующих­ся со здравым смыслом придирок, заставляет актёров испытывать неуве­ренность в своих действиях, скованность, напряженность. Подобный ложный авторитет, порождая мелочность в требованиях, приводит к утрате справедливо­сти, а вместе с тем и эффективности.

Авторитет расстояния. Выражается в стремлении руководителя держать труппу на определенной дистанции, допускать только официальные кон­такты с ними, быть недоступным и загадочным. Сторонники такого авторитета стремятся закрепить его путем создания искусственных барьеров между собой и актёрами, установления для себя разных привилегий, возвеличивания своей персоны.

Авторитет подавления. Его сущность состоит в стремлении руководителя путем демонстрации превосходства в правах и возможностях держать подчи­ненного в постоянном безотчетном страхе перед наказанием.

Ложные авторитеты лидеров, как правило, "органически" дополняются лож­ными авторитетами их ведомых:

1) лжеавторитет "эрудита";

2) лжеавторитет "бы­валого" человека;

3) лжеавторитет "адвоката";

4) лжеавторитет физического давле­ния;

5) лжеавторитет "эстетической позы";

6) лжеавторитет мнимых заслуг и т.д.

Безлично-активный социально-психологический климат.

Слабо развита личностная функция и очень сильно — функция инструментальная. Этому типу психологического климата «органичен» авторитарныйтип лидера.Активен один член труппы, остальные подчиняются ему, выполняют его указания и сообщают ему о полученных результатах. Режиссер берет на себя всю ответственность за деятельность своей труппы, стремится пропустить через себя всю информацию, ограничивает непосредственное об­щение между членами труппы, нетерпимо относится к критике своих действий, резко критикуя действия и поступки актёров. Обычно лаконичен в выра­жениях. Начальственный тон в обращении с актёрами. Нетерпим к возражениям, замечаниям, мнениям. Редко улыбающийся, хмурый, постоянно озабоченный, на лице "написана занятость и огромная ответственность за дело".

Восемь существенных признаков авторитарного лидера:

а) пора на силу и различные признаки власти: знаки отличия, убранство кабинета, престижная марка автомобиля. В обращении с актёрами — под­черкивание власти, опора на силу. Обладание властью важнее, чем успех труппы. Гитлер однажды заявил: "Мы от власти не уйдем, от власти нас можно толь­ко унести";

б) делается акцент на материальной поддержке, на том факте, что в каких-то отношениях судьба актёра зависит от него ("чей хлеб ты ешь?"). Отец в патриархальной семье ставит вопрос так: "Я вас кормлю, одеваю, так будьте любезны, делать так, как я говорю";

в) теплота во взаимоотношениях с актёрской труппы рассматривается как признак слабости. Ругательства: "либеральничать", "демократы паршивые", "гуманизм". Считается, что все взаимоотношения должны строиться на основе строгих требований, по обязанности, а "привязанности" всякие надо отложить на внерабочее время.

г) ценятся не личные качества людей, а их служебное положение. Стрем­ление сблизиться с теми, кто занимает более высокое положение, и пренебре­жительность к людям низшего ранга. Слабая заинтересованность в непосред­ственных дружеских отношениях;

д) стремление представить себя особой, выдающейся персоной, не обна­жать своих человеческих качеств, не проявлять какие-то слабости. Представле­ние себя как сверхчеловека.

е) этноцентрическая реакция. Представление о собственной труппе (национальной, классовой, профессиональной) как о самой ценной и самой важной: "центр мира". Другие труппы принижаются, собственной приписыва­ются добродетели. Характерно применение слова "настоящий" в сочетании с названием труппы как высшая похвала: "ты настоящий немец", "настоящий коммунист";

ж) зависимость от сложившейся системы представлений, психологическая ригидность. Неспособность сойти с избранного пути, даже если он неэффекти­вен, неспособность отойти от принятого решения. Нетерпимость к всякого рода инициативе, если она идет снизу, ненависть к инакомыслящим.

з) дистанцированность от труппы. Режиссер не сливается с труппой, обособлен от нее. Попав в труппу, стремится стать лидером, хотя относительно безразличен, к интересам труппы и ее членов.

Наиболее характерными авторитетами, которыми пользуются авторитарные лидеры,— псевдоавторитеты расстояния и подавления.