Смекни!
smekni.com

Б.Раш: влияние физических причин на моральную способность (стр. 2 из 3)

длительности жизни, но и во многих случаях для нравственнос-

ти. Опыт монахов, которые часто спят на полу и обычно встают

чуть свет ради умерщвления в себе плотских желаний, без сом-

нения, основан на мудрости и зачастую приводит к весьма бла-

готворным моральным последствиям.

8.Действие физической боли на моральное состояние не

менее примечательно, чем ее влияние на интеллектуальные си-

лы. Предсмертные муки нередко сопровождаются представлениями

и рассуждениями о весьма обычных предметах, свидетельствую-

щими о необычном подьеме интеллектуальных сил. Такое же воз-

буждающее и направляющее действие физическая боль оказывает

на моральную способность.

9.Очень многое можно сказать в пользу чистоты как физи-

ческого средства содействия добродетели.

10. Меня, надеюсь, извинят за то, что я отношу одино-

чество к физическим причинам, влияющим на моральную способ-

ность, если я добавлю, что буду говорить лишь о его действии

на лица, не поддающиеся исправлению духовными или моральными

средствами.

11.Следует упомянуть здесь и о молчании, связанном с

одиночеством, как о механическом средстве содействия добро-

детели.Обуздать некоторым образом деятельный ум детей, приу-

чить их отвлекать свое внимание от внешних предметов и сос-

редотачиваться на абстрактных вещах - все это имеет большое

значение и приносит им значительную пользу. Хотя нельзя

предположить, что молодые и деятельные умы всегда будут хра-

нить молчание, когда нужно, все же приучить их к такому сос-

редоточению немаловажно для приобретения постоянной привычки

к терпению и сдержанности, которые редко покидают тех, кто

понастоящему подготовлен к вступлению в школу мудрости на

весь остаток своих дней.

12.Во всех странах известно и отмечено влияние музыки

на моральную способность. По мелодиям, распространенным в

том или ином народе, можно судить о его добродетелях и поро-

ках с такой же несомненностью, как и по его законам. Воз-

действие музыки на страсти, будучи чисто механическим, быва-

ет сильным и глубоким. Все же следует еще определить степень

морального экстаза, вызываемого одновременным воздействием

на слух, на разум и на моральный принцип обьединенных сил

музыки и красноречия.

13.Красноречие проповедника близко к музыке по своему

влиянию на моральную способность. Конечно, не бывает прочных

изменений в характере и моральном поведении человека, ис-

точником которых не были бы его рассудок и воля. Однако надо

иметь в виду, что обе эти духовные силы наиболее уязвимы,

когда они подвергаются нападению со стороны страстей; страс-

ти же, возбуждаемые красноречием, оказывают, как нам извест-

но, механическое влияние на все силы души. Вот почему во все

времена и во всех странах, где распространялось христианс-

тво, самые превосходные ораторы обычно бывали реформаторами

человечества, добившимися наибольших успехов. Нет красноре-

чия у проповедника, который, пользуясь запасом витийства,

содержащемся в Ветхом и Новом завете, не вызывает у своих

слушателей хотя бы на время любовь к добродетели. Я допус-

каю, что одно лишь красноречие проповедника не может превра-

тить людей в христиан, но оно, безусловно, в состоянии прев-

ратить скотов в людей. Если бы удалось правильно направить

красноречие театральных подмостков, то невозможно даже

представить себе размеры механического воздействия на нравс-

твенность. Возьмем сочинения Шекспира на моральные темы, -

разве можно противиться воздействию всей красоты и драмати-

ческой силы их языка и образов на страсти и чувства и опи-

сать это воздействие?

14.Известно, что разного рода запахи оказывают ощутимое

воздействие на моральную способность. Со слов одного знаме-

нитого итальянского философа Брайдон сообщает нам, что осо-

бая злобность людей, проживающих вблизи Этны и Везувия, обь-

ясняется главным образом запахами серы, а также горячими ис-

парениями , непрерывно поднимающимися из этих вулканов. При-

ятные запахи почти всегда вызывают чувство безмятежности и

часто успокаивают раздражительных людей. Этим и обьясняется

удовольствие и польза от цветников. Табачный дым также успо-

каивает и способствует не только возникновению так называе-

мой цепи ощущений, но и утиханию и усмирению возбуждающих

страстей. Вот почему нередко в обществе трубку или сигару

сочетают с бутылкой.

15.Достаточно лишь упомянуть о свете и темноте, чтобы

представить себе их влияние на моральное чувство. Как часто

слезливые жалобы больных в ночные часы уступают место иным

чувствам с первыми же лучами утреннего солнца. Отелло не в

состоянии убить Дездемону при свете свечей, а кто из нас не

ощущал влияния яркого огня на благородные страсти?

16.Следует сожалеть о том, что опытным путем еще не ус-

тановлено влияние, оказываемое на моральную способность раз-

личными газами, недавно открытыми химией. На основе прове-

денных опытов я могу лишь утверждать, что дефлогистированный

воздух, втянутый в легкие, вызывает радостное, приподнятое и

безмятежное состояние.

17.Что мы можем сказать о действии лекарств на мораль-

ную способность? Врачам хорошо известно, что многие лекарс-

твенные вещества действуют на интеллект. Почему же лекарства

не могут точно так же действовать и на моральную способ-

ность? Разве в недрах или на поверхности земли не существует

противоядий? Но я не хочу путать факты с предположениями.

Туман и мрак все еще окутывают этот раздел моего исследова-

ния.

(414-422)

Таким образом, я перечислил главные причины, оказываю-

щие механическое действие на нравственность. Если в резуль-

тате совместного действия противостоящих друг другу физичес-

ких сил моральная способность становится устойчивой или если

добродетель либо порок, вызванные этими силами, создают

нейтральное качество, составленное из того и другого, я на-

деюсь, что это не поставит под сомнение истинность наших об-

щих предположений. Я лишь упомянул о действиях простых физи-

ческих причин.

Для расширения наших представлений в этой области мы

могли бы рассмотреть влияние, оказываемое на моральную спо-

собность различными стадиями общества, сельским хозяйством и

торговлей, почвой и географическим положением, различной

степенью развития вкуса, различными духовными способностями,

различными формами государственного управления и, наконец,

различными профессиями и занятиями людей. Однако, так как

все они оказывают лишь косвенное влияние и так как здесь

примешиваются причины, не связанные с обсуждаемым предметом,

то я рассматриваю их как не относящиеся к теме настоящего

исследования. Если они в какой-то мере изменяют действие

простых физических причин, то они, надеюсь, поставят под

сомнение истинность наших общих предположений не в большей

мере, чем совместное действие противостоящих друг другу фи-

зических сил. Остается еще несколько причин, имеющих сложный

характер, однако они столь тесно связаны с чисто механичес-

кими причинами, что я не хочу больше злоупотреблять вашим

вниманием, включив их в свои рассуждения.

(424-425)

Поскольку чувствительность есть путь к моральной спо-

собности, все, что содействует ослаблению этой чувствитель-

ности, наносит вред и нравственности. В испорченности нравов

римлян во многом виноваты зрелища гладиаторских боев и казни

преступников, которых отдавали диким зверям на растерзание.

Вот почему казнь никогда не должна быть публичной. Я пола-

гаю, что все виды публичных наказаний лишь ожесточают сердца

зрителей и тем самым ослабляют то естественное отвращение,

которое первоначально возбуждает в человеческой душе любое

преступление.

(427)

После этого отступления я вновь обращаюсь к вам, уважа-

емые мудрецы и сограждане республики ученых. Как вам извест-

но, влияние философии чувствовалось уже раньше. Для того

чтобы увеличить и дополнить это влияние, нет ничего более

необходимого, чем присовокупить науку о морали к тем опытам

и исследованиям, которыми занимаются многочисленные ученые

общества в Европе и Америке. Божественные проекты короля

Франции Генриха IV и славной королевы Англии Елизаветы по

установлению постоянного мира в Европе могут быть осущест-

влены без всякой юридической системы конфедерацией ученых

мужей и научных обществ. Умножая обьекты человеческого разу-

ма, они в состоянии подчинить себе всех монархов и правите-

лей в мире и благодаря этому вычеркнуть из списка человечес-

ких бедствий войну, рабство и смертную казнь. Не следует,

однако, думать, что, выступая с подобным заявлением, я ума-

ляю достоинство христианской религии. Верно, что христиа-

нство распространялось без помощи человеческих знаний; од-

нако это было одно из необходимых для его установления чу-

дес, которое в случае его повторения перестало бы быть чу-

дом. В ложном свете представляют христианскую религию те,

кто считает ее чисто внутренним откровением и и обращенной

лишь к моральным способностям духа. Истины христианства дают

величайший простор уму человеческому, и понятными станут они

нам лишь тогда, когда гений человека достигнет наибольшего

расцвета благодаря философии. Одни ошибки можно противопос-

тавлять другим, однако истины во всех областях поддерживают

друг друга. То, что некоторые стороны христианского открове-

ния все еще окутаны мраком, обьясняется, быть может, и нашим

несовершенным знанием законов природы. Истины философии и

христианства одинаково пребывают в божественном духе, а ра-