Смекни!
smekni.com

Влияние психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности (стр. 5 из 12)

Переживание чувств в форме эмоций, как правило, сопровождается более или менее заметными внешними проявлениями (выражение лица, поза, жестикуляция и т.д.). Существуют экспериментальные данные, обосновывающие врожденность некоторых внешних проявлений эмоциональных состояний.

Согласно К. Изарду [11,с.183-184], могут быть выделены следующие основные эмоциональные состояния («фундаментальные эмоции», каждое из которых имеет свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений.

Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего, до этого момента была невелика или во всяком случае не определена.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (т.е. вызывает подъем, хотя и кратковременный, жизненных сил).

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и др.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, глее нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или от чего-либо.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нормам и эстетическим критериям.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожидания окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Следовательно, для человека, как биологического существа, возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако, для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей. По мнению К. Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх [11,c.112].

Следуя цели и основным задачам нашего исследования, такие отрицательные эмоциональные состояния как тревожность, фрустрация, агрессия мы рассмотрим более подробно.

В науке различают понятия «тревога» и «тревожность». Понятие «тревога» было введено в психологию З. Фрейдом и в настоящее время рассматривается многими учеными (О.А. Черникова, О. Кондаш, Ф. Перлз и др.), как разновидность страха. Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего. Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности разрядить возбуждение. В связи с этим, тревога понимается как эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидание чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности [12,с.142].

Выраженная тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение «беспокойства», «дрожания», «кипения», «бурления» в различных частях тела, чаще всего в груди, и нередко сопровождается различными сомато-вегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, кожным зудом и др.).

Хотя тревога близка психологически к эмоции боязни, она все же отличается от страха. Боязнь имеет конкретный источник переживания, связана с определенным объектом, который оценивается как безусловно опасный. Тревога же не имеет четкого и конкретного повода для своего возникновения [15,c.12].

Термин «тревожность» нередко используют и для обозначения более широкого круга переживаний, возникающих независимо от конкретной ситуации. Многогранность и семантическая неопределенность понятий тревоги и тревожности в психологических исследованиях является следствием использования их в разных значениях.

В тоже время полагают, что тревожность, тревога предшествуют страху, который возникает, когда опасность уже осознана и конкретизирована [25,с.111].

В психологии различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность).

Ситуативная тревожность определяется Спилбергером как «эмоциональная реакция», которая характеризуется мрачными предчувствиями, субъективными ощущениями напряженности, нервозности, беспокойства и сопровождается активизацией вегетативной нервной системы [26,с.165].

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасная самооценке самоуважению.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности [13,с.47]. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности [13,с.48]. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Однако, если вдруг, человек или окружающие замечают, что все вроде бы более или менее нормально, а его не покидает чувство тревоги, или реакция на рядовые события чрезмерна, или тревожность возникает по такому поводу, на который ранее человек не обратил бы внимания, то в данном случае ситуативная тревожность имеет дезадаптивный характер.

В большинстве работ, посвященных изучению тревожности, разграничивается нормальная и патологическая тревожность. Принципиальное разделение на нормальную и патологическую привело к выделению многочисленных ее аспектов и разновидностей: нормальной, ситуативной, невротической, психологической и др. В то же время большинство авторов расценивают тревожность, как единое, по сути, явление, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления может приобретать патологический характер.

Анализ патогенной роли тревоги при психопатологических явлениях, дает основания считать тревогу ответственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения [15,с.11]. Такое утверждение основывается на том, что существует тесная взаимосвязь между тревогой и некоторыми физиологическими показателями, которая была обнаружена при исследовании механизмов эмоционального стресса.

Однако, рассматривая взаимосвязь тревожности с некоторыми физиологическими показателями, следует учитывать, что тревожность, - это прежде всего субъективное явление, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности. Исследователями (Л. Куликовым, М. Долиной, М. Дмитриевой, 2000) установлено, что если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревоги в разнообразных ситуациях.

Одним из видов, исследуемых в данной работе эмоциональных состояний, является агрессивность.

Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем З. Фрейда, который выделил агрессивность, как неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности – таково психоаналитическое толкование.

Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека поведению животных и объясняет ее чисто биологически – как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя в своей жизни через уничтожение или победу соперника. Подобные положения содержаться в этологической теории агрессивности (К. Лоренц). Но Лоренц допускает возможность ее регуляции и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей.