Смекни!
smekni.com

Изучение стрессоустойчивости личности в условиях промышленного предприятия (стр. 6 из 14)

Учащенное дыхание, напряжение мышц, покраснение лица из-за повышения кровяного давления-все это обусловлено физиологией стресса, а вот все другие проявления строго индивидуальны. И зависят они, я думаю, от состояния нервной системы: сильная или слабая; от преобладания процессов торможения или возбуждения в коре головного мозга; от умения человека владеть собой, своими эмоциями; от воспитания; и даже от семейных, национальных традиций. К примеру, от человека с преобладанием процессов возбуждения в коре головного мозга, не умеющего владеть своими чувствами, да к тому же кавказкой национальности, можно ожидать следующего поведения: он возбужден, почти взбешен, мечется по комнате, не может найти себе места, возмущается и - как итог накопления отрицательных эмоций – разрядка: крик, драка, кинжал.

С одной стороны, это и не плохо, ведь с криком происходит снятие эмоционального напряжения. Хуже, когда человек становиться молчаливым, замкнутым, сидит в углу и смотрит неотрывно в одну точку. Такое внутреннее переживание без снятия психонапряжения очень вредно и чаще приводит к нервной клинике.[14]

Иногда реакция может быть настолько сильной, что организм человека не может справиться с ней сам. Существует термин «неожиданная смерть», которая наступает в результате разрыва сердца или остановка дыхания. Это ответ организма на сильный раздражитель, который привел все системы организма в такое немыслимое напряжение, что они не выдержали. Кстати, этому чаще подвержены не женщины, а мужчины. По психологическим показателям, слабый пол более устойчив к стрессам, потому что женщины их испытывают огромное количество и по тем поводам, которые никогда не задели бы мужчин. Да и способов разрядки у женщин больше, чем у мужчин, например, слезы. Но мужчины переживают более глубже.

А вот какие признаки посттравматического стресса отмечает врач-психолог Бенджамин Колодзин:[15]

1. Немотивированная бдительность, словно человеку постоянно угрожает опасность.

2. «Взрывная» реакция.

3. Притупленность эмоций. Человеку трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность.

4. Агрессивность. Стремление решать проблемы с помощью грубой силы. Хотя, как правило, это касается физического силового воздействия, но встречается также психическая, эмоциональная и вербальная агрессивность.

5. Нарушения памяти и концентрация внимания. Человек при определенных обстоятельствах испытывает трудности, когда требуется сосредоточиться или что-то вспомнить.

6. Депрессия. В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых темных и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству депрессии сопутствуют нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни.

7. Общая тревожность. Появляется на физическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли), в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность, «параноидальные» явления – например, необоснованная боязнь преследования), в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).

8. Приступы ярости. Не приливы умеренного гнева, а именно взрывы ярости, по силе подобные извержению вулкана.

9. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами. В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов многие употребляют наркотики, алкоголь.

10. Непрошеные воспоминания. Пожалуй, это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии посттравматического стресса. В памяти человека внезапно всплывают жуткие, безобразные сцены, связанные с травмирующим событием. Наяву, они появляются в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», т.е. во время травмирующего события: запах, зрелище, звук, словно бы пришедшие из той поры. Яркие образы прошлого обрушиваются на психику и вызывают сильный стресс. Главное отличие от обычных воспоминаний состоит в том, что посттравматические «непрошеные воспоминания» сопровождаются сильным чувством тревоги и страха.

11. Бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Регулярное недосыпание. Бессонница бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособность расслабиться, а также не проходящим чувством физической или душевной боли.

12. Мысли о самоубийстве. Когда жизнь представляется более пугающей и болезненной, чем смерть, мысль покончить со всеми страданиями может показаться заманчивой и др.

1.3.3. Психология стресса

Развивается стресс обычно таким образом: стрессор- накопления –реакция. В промежутке между стрессором и ответом организма развертываются определенные процессы, опосредованные прежним опытом ответов на стрессовые ситуации. И интенсивность стресса зависит не от физической силы воздействия, а от предыстории и личностной значимости действующего фактора. Стресс включает и физиологические, и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или адаптацию. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических свойств – отмечает Р.М. Грановская – улучшении внимания, в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы.

Р.М. Грановская[16] определяет стресс как совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, подготавливающих его к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стресса превосходит обычные приспособительные возможности человека.

Отрицательные эмоции возникают в ситуации неопределенности, дефицита информации, необходимой для организации действий.

«Аффекты, типа страха или гнева возникают в результате взаимодействия двух процессов оценки, один из которых определяет потенциальную опасность некоторого угрожающего агента, другой – возможность его избежания» - пишет Лазарус[17].

Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией. Из психологического словаря: «Фрустрация (от латинского - обман, расстройство, разрушение планов)- 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний, и поведения, вызываемых объективно неопределимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи;

2) состояние краха или подавленности, вызванное переживанием неудачи…».

Причину переживаний, нервного срыва не всегда легко понять, человек иногда с трудом ее формулирует или даже осознает, особенно, когда развивается хронический стресс. Это касается так называемых внутренних фрустрационных конфликтов с самим собой. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя («регрессивная фрустрация»). К примеру, остро переживаются противоречивые чувства к одному и тому же человеку (любовь и ненависть к бросившему семью отцу), несоответствие между желаниями и возможностями, способностями человека (мечтал стать великим актером, но не хватает таланта).

Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан его обход или найдена замещающая цель. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляет вялость, безразличие, безынициативность, у других – агрессивность, завистливость и озлобленность.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении, активации, необходимой для готовности к физическому напряжению.

В базе данных головного мозга помимо всех прочих есть и рефлекс, который автоматически срабатывает всякий раз, когда ситуация кажется угрожающей. Б. Колодзин[18] назвал этот рефлекс «бей или беги». Человек, не задумываясь, пользуется им всякий раз, когда чувствует приближение угрозы, когда чего-то боится. Стоит организму принять сигнал тревоги, как происходит целая цепочка физиологических и биохимических изменений. Главный результат всех этих стремительно происходящих процессов скачкообразное повышение имеющейся у человека энергии, чтобы можно было воспользоваться ею при встречи с опасностью. Чем больше угроза, тем резче скачок, тем больший объем энергии предоставляется. Человек может вступить в борьбу с тем, что ему угрожает; может убежать от опасности. Безразлично, какую линию поведения человек выберет: рефлекс «бей или беги», заложенный в нервную систему, сделает свое дело, моментально приведет организм в боевую готовность.

Но в силу социальных запретов человек не всегда может реагировать бегством или агрессией, а механизмы, выработанные в эволюции, срабатывают и приводят вначале к вегетативному возбуждению, затем к поражению внутренних органов. Надо заметить, что вегетативная нервная система состоит из парасимпатического отдела и симпатического отдела. Первый определяет расслабление организма, второй- активизацию. При резком симпатическом сдвиге возникает маниакальный эффект (повышение возбуждения, безудержный смех и т.д.). Парасимпатический эффект – это скованность, заторможенность, поникшая поза и потухший взгляд. Поэтому наблюдается пассивность, бездеятельность в затруднительных положениях.

При активной реакции на стресс мыслительные процессы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуации с выделением главных аспектов приложения усилий. Однако гиперактивная, импульсивная реакция, порождая излишнюю суетливость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности. Избыточно тормозная реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повышению инерционности при выработке новых навыков или при переучивании.