Смекни!
smekni.com

Межличностные отношения (стр. 1 из 6)

Министерство образования Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

Институт бизнеса и делового администрирования

Кафедра ММЛ

Контрольная работа

по дисциплине

«Социальная психология»

по теме

«Межличностные отношения»

Выполнил:

студент 5 курса

з/о 59 группы

Кулахметов Д.А.

Проверил

Саратов 2007

Содержание

Введение. 3

Общение. 5

Общение и речь. 6

Невербальное общение. 13

Общение как возможность совместной деятельности. 15

Общение и восприятие. 18

Взаимодействоать общаясь. 19

Теория взаимодействия. 24

Заключение. 29

Список использованной литературы: 34


ВВЕДЕНИЕ

Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Человек в процессе общения может измениться. Структурный анализ основан на 3 положениях, что каждый человек: 1 был когда-то ребенком; 2 имел родителей или заменяющих их взрослых; 3 способен адекватно оценить окружающую действительность. Эго состояние родителя (заботливое и критическое)(роль отца, педагога, начальника) – позволяет успешно ориентироваться в стандартных ситуациях. Обеспечивает успех поведения в ситуациях дефицита времени на размышление, поочередное рассмотрение возможности поведения. Это наши убеждения, верования и предрассудки ценности и установки. Это набор чувств, отношений и образцов поведения, напоминающих родительскую фигуру. Берет ответственность не только за себя, но и за других. Решения автоматически и не подлежат сомнению. Эго состояние взрослого (объективно рассматриваются факты окружающей действительности) (роль соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену) принимает решения обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность. Способствует адаптации в уникальных, требующих размышления ситуациях, дающих свободу выбора. Функция состояния – проверка реальностью. Это независимый набор чувств, отношений и образцов поведения которые приспособлены реальности и на которые не действуют родительские предупреждения. Умеет считаться с мнением других. Эго состояние ребенка – следовать жизненному принципу чувств (роль молодого специалиста, артиста – любимца публики). На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства. Оно отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных впечатлений. Когда не способен преодолеть трудности и противостоять давлению другого человека. Делится на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радость печаль); приспосабливающееся детское Я (приспосабливающееся, виноватый, колеблющийся); возражающее детское Я. Характеризуется зависимостью, подчиняемостью, безответственностью, импульсивностью поведенческих реакций. Индивид может иметь два родительских состояния одно взрослое два детских. В зависимости от ситуации они меняются.


ОБЩЕНИЕ

В последние десятилетия минувшего столетия, заключительного века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была “логическим центром” психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

Само общение, его внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальным предметом многих исследований.

Итак, исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.

ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ

Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии - Л. С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открывается при исследовании Л. С. Выготским проблем мышления и речи. Культурно-исторический смысл трансформации общения как аспекта культуры в сознание личности, раскрывающийся в исследованиях Л. С. Выготского, удивительно точно передаёт В. С. Библер: “Процесс погружения социальных связей в глубь сознания (о котором говорит Выготский, анализируя формирование внутренней речи) есть - в логическом плане - процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных “образов культуры”, её готовых феноменов и культуру мышления, динамическую и расправленную, конденсированную в “точке” личности. Объективно развитая культура… оказывается обращенной и будущее формой творчества новых, еще не существующих, но только возможных “образов культуры”... Социальные связи не только погружаются во внутреннюю речь, они в ней коренным образом преобразуются, получают новый (еще не реализованный) смысл, новое направление во внешнюю деятельность…”[1].

Итак, культурно-историческая психология побуждает нас в поисках механизмов преобразования общения в индивидуальный мир личности и порождения в процессе развития личности мира общения обратиться к проблемам языкознания. И это не случайно: человеческий резонанс исторической и культурной эволюции сконцентрирован прежде всего в языке того или иного народа, в его особенностях общения.

В самом общем смысле язык определяется как система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык - средство передачи социального опыта, культурных норм и традиции. Через язык осуществляется преёмственность различных поколений и исторических эпох.

История языка неотделима, от истории народа Первоначальные родоплеменные языки по мере слияния племен и образования народностей трансформировались в язык народностей, а в дальнейшем, с образованием наций, - в язык наций.

Звуковой язык совместно с языком тела составляет естественную систему знаков в отличие от искусственных языков, специально создаваемых в науке (например, в логике, математике, искусстве и т.п.).

Язык всегда играл важную знаковую роль, указывая на уровень жизни и развитии народа. Так, от употребления некоторых словблагородное сословие воздерживалось, ибо они считались знаками низкого социального положения. Такая же судьба постигла и язык тела. Индустриальная система побудила человека к большей дисциплине в выражении своих чувств. В Европе, начиная с XVI в., прививается чувство стыда по отношению к телесным контактам. И если в среде крестьянства и городского плебса язык телодвижений использовался для выражения подавленных импульсов, то в привилегированных сословиях формировались привычки подавлять невербальные эмоциональные проявления, что впоследствии распространилось на общество в целом. Так бюрократическое государство оказывало давление на индивидуальное поведение человека. В XX в. это стало причиной проблем в общении и многих психосоматических заболеваний.