Смекни!
smekni.com

Особенности креативного обучения (стр. 2 из 3)

- создание условий для подражания творческому поведению;

- социальное подкрепление творческого поведения. [5; 25]

Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный и младший школьный возраст являются таковыми.

Крупнейшие дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин обратили внимание на то, что, несмотря на данную от природы способность к творчеству, каждый человек может реализовать ее на разном уровне. Только целенаправленное обучение даст возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей.

При этом подчеркивается, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности. Это зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.

Исключительно важно для развития креативности возможна ли многовариантность решения, а не один заданный стереотип ответа и устоявшийся алгоритм решения, пусть даже и самый экономный, по мнению учителя. Естественно, что смелость учеников в предложении разных и оригинальных идей зависит от эмоционального комфорта процесса обучения.

Выводы ученых свидетельствуют о существенных преимуществах демократического типа преподавания по сравнению с авторитарным в отношении проявлений детской любознательности. В условиях демократического типа общения дети больше спрашивают учителя, чем в условиях авторитарного типа, их вопросы отличаются большей содержательностью.

Немаловажно, что создание благоприятного климата для творческих детей приводит к изменению социального статуса как самого ученика, так и позволяет изменить «ценностную ориентацию» всех учеников в классе, повысить престиж творческого мышления, что, в свою очередь, влияет на развитие творческих способностей всех учащихся.

Представляется несомненным, что развитие креативности учащихся в процессе обучения неразрывно связано с содержанием учебного материала.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что развитие творческой активности учащихся будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если выполняется ряд педагогических условий:

- совершенствование содержания образования осуществляется по многим направлениям, в том числе предполагает включение в учебный план факультативов и спецкурсов, способствующих развитию познавательных потребностей и творческой активности учащихся;

- реализуются идеи профильного обучения, посредством вариативных учебных планов, учитывающих познавательные возможности и потребности учащихся;

- организовано сотворчество учителей и учащихся путем включения учителей и учащихся в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.


2. Особенности креативного обучения

Креативное обучение базируется на следующих принципах:

принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям;

принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве;

принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций;

принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой учащимся образовательной продукции.

Креативное обучение предполагает развитие творческого мышления, воображения, интуиции.

Для развития креативных способностей необходимы специальные условия: благоприятная атмосфера, знающие свою работу преподаватели, вовремя замеченные особенности развития ребенка и т.д.

При обучении креативных детей необходимо учитывать личностные особенности каждого ребенка, учитывать особенности их развития, относиться к ним как творческим детям, делать упор на те предметы, к которым у ребенка определенный «дар». Также необходимо проводить различные работы с родителями таких детей: просвещение, беседа и т.д.

Особенностью креативного обучения является то, что педагог должен проводить не стандартное занятие. Он должен «подогнать» программу под особенности детей.

Среди условий, препятствующих развитию креативности, выделяют следующее:

- конформизм – желание быть похожим на других, не отличаться от них в своих суждениях и поступках;

- цензура – неодобрение со стороны окружающих;

- ригидность – стремление пользоваться старыми знаниями; затруднённость (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки; недостаточная подвижность, переключаемость мышления по отношению к меняющимся требованиям среды;

- желание найти ответ незамедлительно; чрезмерно высокая мотивация, часто способствующая принятию непродуманных решений;

- стремление к успеху, во что бы то ни стало. [3; 30]

Для развития творческой активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации. Из анализа научно-педагогической литературы следует, что одной из наиболее используемых форм в организации самостоятельной работы учащихся, начиная с девятнадцатого столетия, была и до сих пор есть учебно-научная и научно-исследовательская работа.


3. Методы работы в синектических группах

Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тре­нировки воображения и объединения несовместимых элементов. [2; 11]

Впервые о таких группах заговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения».

Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме.

Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?

Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?

Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?

Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?

Критерии конечного выбора следующие:

1.Способность к метафорам,

2. Отношение к помощи,

3. Координация движений,

4. Риск,

5. Эмоциональное совершенство,

6. Способность к обобщению,

7. Самоограничение,

8. Не ориентирование на общественное положение,

9. Аспект укомплектованности.

Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года.

Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов.

В синектических группах роль лидера выполняют все члены группы поочередно в зависимости от особенностей ситуации.

В образовательных учреждениях при создании синектической группы процесс может быть построен следующим образом. Вначале преподаватель дает определенную проблему. Затем процесс проходит как и в обычных синектических группах.

Структура современного синектического процесса:

1. Формулирование проблемы в общем виде. Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из сннекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое формулирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обсуждения некоторых признаков задачи, например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло. На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта — выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) и разъяснить сущность действительной проблемы. Сннекторы называют этот этап формулировкой «проблемы как она дана».

2. Начинают анализ проблемы. Этот этап синекторы проводят совместно с экспертом. Изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в некоторые привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. После объяснения сути проблемы и ее целей членам сннектической группы дается возможность сформулировать ее так, как они ее понимают, или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществить поиск решения задачи. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпроблемы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель. Этот этап синекторы называют формулировкой «проблемы как ее понимают».