Смекни!
smekni.com

Особенности креативного обучения (стр. 3 из 3)

3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор. Для этого начинают экскурсию по различным областям техники, живой природы, политики, психологии, религии и т. п. с целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далеких от данной областях. Основная цель экскурсии — найти новую точку зрения на рассматриваемую проблему. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждаемой темы и, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления. Экскурсия начинается с того, что руководитель просит привести примеры-прецеденты, в которых имела бы место ситуация, аналогичная обсуждаемой, задает вопросы, вызывающие аналогии. Для этого в синектике используют четыре вида аналогий.

Прямая аналогия — рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники или с объектом из живой природы. Например, если мы хотим усовершенствовать процесс окраски мебели, то применение прямой аналогии будет состоять в том, чтобы рассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы и т. д. Или — как окрашивают бумагу, как «окрашивают» телеизображение.

Личная аналогия — ее называют также эмпатией: решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Например, в предыдущем случае можно представить себя белой вороной, которая хочет как-то окраситься.

Символическая аналогия — обобщенная, абстрактная аналогия. Например, для шлифовального круга символическая аналогия будет «точная шероховатость».

Фантастическая аналогия — в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Или какие-нибудь фантастические средства (шапка-невидимка, сапоги-скороходы и т. п.). [2; 68]

В образовательных учреждениях можно использовать частично синектический метод. Такой метод можно использовать при работе, например, с командой клуба «Что? Где? Когда?». Работа направлена на развитие мышления, воображения.


Заключение

Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально-гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация благожелательности классного воспитателя к своим воспитанникам, знаки внимания, интерьер классной комнаты, разнообразные формы работы воспитателя на классных часах, во внеурочное время, речевые, пластические, мимические средства и многое другое.

С целью формирования креативных способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию креативных способностей учащихся. В постановке проблем, выдвижении гипотез решения и их исследований проявляется такая характеристика креативного мышления, как самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями.

Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:

7. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.

8. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

9. Поощрение высказывания оригинальных идей.

10. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.

11. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

12. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Креативное обучение базируется на следующих принципах:

· принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям;

· принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве;

· принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций;

· принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой учащимся образовательной продукции.

Среди условий, препятствующих развитию креативности, выделяют следующее:

- конформизм – желание быть похожим на других, не отличаться от них в своих суждениях и поступках;

- цензура – неодобрение со стороны окружающих;

- ригидность – стремление пользоваться старыми знаниями; затруднённость (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки; недостаточная подвижность, переключаемость мышления по отношению к меняющимся требованиям среды;

- желание найти ответ незамедлительно; чрезмерно высокая мотивация, часто способствующая принятию непродуманных решений;

- стремление к успеху, во что бы то ни стало.

Для развития творческой активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации. Из анализа научно-педагогической литературы следует, что одной из наиболее используемых форм в организации самостоятельной работы учащихся, начиная с девятнадцатого столетия, была и до сих пор есть учебно-научная и научно-исследовательская работа.

Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов.

Впервые о таких группах заговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения».

Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы.

Структура современного синектического процесса:

1. Формулирование проблемы в общем виде.

2. Анализ проблемы.

3. Генерирование идей решения проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.

В синектике используют четыре вида аналогий: прямая аналогия; личная аналогия; символическая аналогия; фантастическая аналогия.

В образовательных учреждениях можно использовать частично синектический метод. Такой метод можно использовать при подборе например, команды в клуб «Что? Где? Когда?».


Список использованной литературы

1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). — СПб: ГП «Иматон», 1996. - 84 с.

2. Гордон У. Синектика: развитие творческого воображения. - М., 1961.

3. Клышев Н.Ю. Креативность: научный конструкт или жизненная необходимость// Праблемы выхавання. - 2004. - №6(41). - С.30.

4. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. — М., 1984. - 96 с.

5. Понасенкова С.В. Одаренные дети: формирование и развитие способностей (психологический аспект) // Праблемы выхавання. — 2003. — №2. — С.21-35.

6. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. — М.: Знание, 1990. - 122 с.