Смекни!
smekni.com

Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников (стр. 1 из 11)

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный педагогический университет

Психолого-педагогический факультет

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Выпускная

квалификационная работа

Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников

студентки дошкольного отделения,

Матвейцевой О.С.

Научный руководитель:

доктор психол.наук,

Дмитриева Е.Е.

Нижний Новгород

2010


Оглавление

Введение

Глава 1. Проблема детской креативности в отечественных и зарубежных исследованиях

1.1 Сущность детской креативности

1.2 Теоретические подходы к диагностике детской креативности

1.3 Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников

Выводы к главе

Глава 2. Экспериментальное исследование общения креативных дошкольников со сверстниками

2.1 Постановка проблемы исследования

2.2 Констатирующий эксперимент

2.3 Формирующий эксперимент

2.4 Контрольный эксперимент

Выводы к главе

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В.А. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи. В работах исследователей креативность рассматривается как специфическая черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов, связывается с воображением и личностными особенностями ребенка.

В практике дошкольных образовательных учреждений наметилась тенденция усиления внимания педагогов к творческому развитию воспитанников. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и психологов – совершенствование способов личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, способствующего раскрытию творческого потенциала дошкольника. Год от года заметно активизируется процесс использования программ воспитания и обучения, в которых наиболее целостно и полно выражаются идеи развития креативности детей дошкольного возраста. К ним относятся такие программы, как "Развитие" Л.А. Венгера, "Радуга" Т.Н. Дороновой, "Детство" В.И. Логиновой, "Золотой ключик" Г.Г. Кравцова, "Рекорд – старт" В.Т. Кудрявцева. Однако, несмотря на одобрение и принятие подобных программ педагогами-практиками, их реализация не всегда успешна, в первую очередь из-за отсутствия диагностических мероприятий по выявлению дошкольников с особым потенциалом, и, как следствия, не владения коммуникативными особенностями креативных дошкольников. Таким образом, проблема развития креативности является наиболее значимой и актуальной в становлении личности дошкольника.

Анализ психолого-педагогической литературы и практической деятельности дошкольных образовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что процесс развития креативных способностей в дошкольном образовании представлен на уровне инноваций, и, на наш взгляд, студентам дошкольных специальностей, как будущим практикам, особенно интересна и полезна данная проблема.

В соответствии с темой квалификационной работы, научный аппарат экспериментального исследования был сформулирован следующим образом:

Цель исследования – исследовать особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.

Объект исследования – общение дошкольников со сверстниками.

Предмет исследования – особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.

Гипотеза исследования:

1. У креативных дошкольников существуют специфические особенности общения со сверстниками, выражающиеся в следующих негативных моментах:

1.1. Проявления нецелесообразности, неуместности общения со сверстниками, превращение сверстников в предмет насмешек.

1.2. Склонность к лидерству, перерастающая в стремление к навязчивому самоутверждению.

1.3. Отсутствие позитивной направленности на партнеров-сверстников, не умение ориентироваться на эмоциональное самочувствие собеседника.

1.4. Неорганизованность в соблюдении культуры общения, повышенная конфликтность.

1.5. Излишняя самодостаточность, неприятие помощи сверстника.

2. В результате коррекционно-развивающей работы возможна оптимизация общения со сверстниками у креативных дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены задачи:

1. Оценить состояние проблемы общения креативных дошкольников со сверстниками в психолого-педагогической литературе.

2. На основе экспериментального исследования выделить группу креативных дошкольников.

3. Выявить особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников.

4. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на устранение негативных особенностей общения со сверстниками у креативных дошкольников.

5. Оценить эффективность коррекционно-развивающих мероприятий.

6. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации общения креативных дошкольников в различных видах деятельности.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения креативных дошкольников со сверстниками.

2. Наблюдение (одномоментные срезы, длительное наблюдение).

3. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

4. Качественный и количественный анализ полученных результатов.

5. Анкетирование родителей.


Глава 1. Проблема детской креативности в отечественных и зарубежных исследованиях

1.1 Сущность детской креативности

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчества и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию многие ученые обращаются в связи с концепцией современных подходов к образованию, где ставится акцент на развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.

Психологи А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко при характеристике креативности указывают на проблему способностей и рассматривают креативность как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез [8, 28, 32].

Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления креативности, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности творческой личности: необыкновенной напряженностью внимания, огромной впечатлительностью, восприимчивостью. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности наблюдаются в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности [14, 29].

В отечественных исследованиях креативность чаще всего заменяется творческостью. Выготский Л.С. [8], обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового. В работах Пономарева Я.А. [28] отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности.

Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, многие исследователи указывают на воображение.

В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку, чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов, которое требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях – Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Петровский В.А., Эльконин Д.Б. [8,12, 19, 31,45].

Концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга" [8]. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как "кристаллизованное воображение". Л.С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

1. Воображение опирается на опыт, где новое создается из элементов действительности.