Смекни!
smekni.com

Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ (стр. 18 из 33)

Теория Щепаньского.Центральное понятие при описании социального поведения -соц. связь, которая может быть представлена как последовательное осуществление:

а) пространственного конфликта; б) психического контакта; в) социального контакта (совместная деятельность); г) взаимодействия; д) социального отношения. Транзактный анализ Э. Берна - направление, предполагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуации и стиля взаимодействия. Каждый участник взаимодействия может занимать одну из 3-х позиций: 1) родитель; 2) взрослый; 3) ребенок. Эти 3 позиции не связаны с соответствующей соц. ролью. Это чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Позиция ребенка - «хочу!». Позиция родителей - «надо!». Позиция взрослого - «хочу!» и «надо!». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят дополнительный характер, т.е. совпадают (если партнер обращается к другому как взрослый, то и тот отвечает с той же позицией).

Типы взаимодействий: 1) кооперация - координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование и суммирование этих сил; 2) конкуренция сконцентрированная на конфликте, который делится на: деструктивный (ведет к рассогласованию взаимодействия) и продуктивный (пораждается не несовместимостью личностей, а различием точек зрения на какую-либо проблему). В общественных отношениях не просто встречается индивид с индивидом и относятся друг к другу, но встречаются как представители определенных групп (класс, профессия). Общественные отношения строятся не на основе симпатий -или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Это отношение между соц. группами или между индивидами как представителями этих соц. групп. Эти отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных соц. ролей. Каждый индивид в своей жизни выполняет не одну, а несколько соц. ролей (студент, учитель). Ряд ролей предписан человеку рождением: мужчина и женщина; другие приобретаются прижизненно. Сама по себе соц. роль не определяет деятельности поведения в деталях, всё зависит от того, на сколько индивид усвоит роль. Акт интернализации определяется целым рядом индивидуальных, психологических особенностей каждого носителя какой-то роли. Поэтому общественные отношения хотя и являются ролевыми безличностными отношениями, всё же в своём конкретном проявлении приобретают определенную личностную окраску, поэтому каждая соц. роль не означает шаблонности поведения, она всегда оставляет диапазон возможностей для своего исполнителя, что можно назвать-определенным стилем исполнения соц. роли. Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличностных отношений второго ряда - межличностные отношения. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть реализация межличностных отношений в деятельности конкретных людей в актах их общения и взаимодействия. Содержанием межличностных отношений является какой-то вид общественных отношений, т.е. вид соц. деятельности. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического климата группы, а эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Оба ряда отношений человека - и общественные и межличностные раскрываются, реализуются в общении. Выступая представителем некоторой соц. .группы, человек общается с представителем другой соц. группы и одновременно реализует безличностные и личностные отношения. Корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов.

36. Проблема личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы

Социальная психология, пользуясь определением Л-и, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. в каких группах. Л., с одной стороны усваивает социальные влияния, а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной Д-ти). Социальная психология рассматривает поведение и Д-ть "социально детерминированной Л-и" в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой Л-и в Д-ть группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую Д-ть. Точнее изучаются 2 ряда таких причин: 1) коренящихся в характере и уровне развития тех групп, в которых Л.действует, 2) коренящихся в самой Л-и/ например, в условиях ее социализации. Для социальной психологии главным ее ориентиром в исследовании Л-и является взаимоотношение Л-и с группой (не просто Л. в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения Л-и с группой). Этим и отличается социально-психологический подход к изучению Л-и от социологического и общепсихологич-го. Самое главное - это выявление тех закономерностей, которым подчиняются поведение и Д-ть Л-и, включенной в определенную социальную группу. Существует три проблемы Л-и, которые рассматривает социальная психология: 1) проблема социализации (весь жизненный путь Л-и); 2) как Л. действует в условиях активного общения с другими в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее жизнеД-ть. Это проблема установок. 3) социально-психологические качества Л-и и анализ этих качеств. Процесс социализации - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (это процесс вхождения индивида в соц. среду, усвоение им соц. влияний, приобщение его к системе соц.- связей и т.д.). Его синонимы слова "развитие Л-и" и "воспитание" - это минус. Социализация (более точное определение) - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом соц. опыта путем вхождения в соц. среду, систему соц. связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы соц. связей за счет его активной Д-ти, активного включения в соц. среду, 1-ая сторона процесса социализации - усвоение соц. опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; 2-ая характеризует момент воздействия человека на среду с помощью Д-ти - это активность позиции Л-и. Выделяют 3 сферы, в которых осуществляется процесс становления Л-и (социализация): 1) Д-ть, 2) общение, 3) самосознание. Общей для них характеристикой является процесс расширения, умножение соц. связей индивида с внешним миром. Стадии процесса социализации: 1) дотрудовая: а) ранняя социализация (от рождения до поступления в школу); б) стадия обучения (все время обучения, период юности). 2) трудовая (период зрелости) - это весь период трудовой Д-и человека. 3) послетрудовая стадия (пожилой возраст). Институты социализации. Общество и группа передают становящейся Л-и некоторую систему норм и ценностей посредством знаков - это институты социализации. На 1-ой стадии социализации: а) семья, дет. сады; б) школа, ВУЗ. На 2-ой стадии - трудовой коллектив. На 3-ей -различные общественные организации и т.д. Соц. установка. Формирование соц. установок Л-и отвечает на вопрос: как усвоенный соц. опыт преломлен Л-ю и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Соц. установка объясняет выбор мотива. Узнадзе: установка (реализация простейших физиологических потребностей человека); Мясищев (концепция отношений человека); Л.И.Божович (внутренняя позиция Л-и по отношению к соц. окружению); А.Н.Леонтьев (личностный смысл). 1918 - введение понятия "аттитюд" У.Томасом и Знанецким. Аттитюд понимался всеми как: а) определенное состояние сознания и нервной системы; б) выражающее готовность к реакции; в) организованное; г) на основе предшествующего опыта; д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Это социально фиксированные установки. 4 функции аттитюдов: 1) приспособительная - аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания - аттитюд- дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. 3) функция выражения - аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как Л-и; 4) функция защиты - аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Л-и. Структура аттитюда (М.Смит):

З-.когнетивный компонент (осознание объекта соц. установки); 2.аффективный компонент (эмоц. оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); 3.поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту). М.Рокич высказал идею, что у человека существует одновременно 2 аттитюда: на объект и на ситуацию (например Лапьер с китайцами). Диспозиционная концепция регуляции соц. поведения Л-и (Ядов В.Я.). " -Диспозиции регулируют поведение и Д-ть, они организованы иерархически. При этом существует определенная потребность и ситуация удовлетворения этой потребности. 1-ый уровень - элементарные фиксированные установки (set); 2-ой - социально фиксированные установки (аттитюды); 3-ий - базовые соц. установки; 4-ый -система ценностных ориентации Л-и. 1-ый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию ("поведенческий акт"), 2-ой уровень регулирует поступок Л-и, осуществляемый в привычных ситуациях, 3-ий регулирует уже некоторые системы поступков или то/ что можно назвать поведением, 4-ый регулирует целостность поведения, или собственно Д-ть Л-и. Вопросы соц. психологии: 1} как Л. включается в различные виды общественных отношений и какова различная степень реализации ею этих обществ. отношений. 2) какова зависимость формирования определенных качеств (свойств) Л-и от "качества" групп, в которых осуществляется процесс социализации и в которых разворачивается ее Д-ть. Исследуются': 1) "вхождение" Л-и в группу; 2) каждая группа имеет свое " лицо", и это значимо для индивидов, в нее включенных; 3) "статусный опыт индивида" (т.е. опыт, приобретенный в различных группах пребывания на протяжении предшествующего жизненного пути). Существуют 4 процесса, в которых группа оценивает качества Л-и: 1) интериоризация (т.е. усвоение Л-ю оценок со стороны других членов группы); 2) соц. сравнение (прежде всего с другими членами группы); 3) самоатрибуция (т.е. приписывание себе качеств, выполняемое на основе 2-х предшествующих процессов). 4) смысловая интерпретация жизненного переживания. Л. демонстрирует свои качества в общении с группой; индивидуальная позиция каждой отдельной Л-и зависит от меры значимости для нее групповой Д-ти. Социально-психологические свойства (качества) Л-и: 1) обеспечивающие развитие и использование соц. способностей (соц. перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания); 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее соц. влияния. 3) более общие, связанные с соц. поведением и позицией Л-и (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) соц. свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления и т.д.).