Смекни!
smekni.com

Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе (стр. 3 из 9)

Самое древнее желание, желание убивать скрывается в навязчивых предписаниях невротиков и табу древних народов. “В основе запрещения всегда лежит злобное душевное движение - желание смерти - по отношению к любимому человеку. Это желание вытесняется благодаря запрещению” [8, с. 94]. Таким образом, в основе невроза лежит преобладание сексуальных влечений над социальными и они имеют решающее значение.

Название “всемогущество мыслей” позаимствованное Фрейдом в ходе психоанализа с одним пациентом: он переносит на обозначение способа мышления магического (анимистического) и религиозного. Навязчивые мысли невротиков по своей природе носят магический характер. Уменьшение влияния этого всемогущества и уменьшение невроза приводит к зрелости и реальному отношению к миру.

З.Фрейд проводит параллель между ступенями развития человеческого миросозерцания и стадиями либидикозного развития отдельного индивида.

“Анимистическая фаза соответствует в таком случае нарциссизму, религиозная фаза - ступени любви к объекту, характеризуемой привязанностью к родителям, а научная фаза составляет полную параллель тому состоянию зрелости индивида, когда он отказался от принципа наслаждения и ищет свой объект во внешнем мире, приспосабливаясь к реальности” [8, с.111].

Значение этого абзаца невозможно оценить. По сути З.Фрейд устанавливает связь между онтогенетическим развитием человека и его филогенезом. Получается, что в своем индивидуальном развитии человек как бы проходит предыдущие формы мышления и останавливается на той, которая соответствует его культурному окружению. Таким образом, разнообразные магические и религиозные феномены могут быть нами поняты через отождествление с конкретными психическими механизмами человека на той или иной стадии его развития.

Рассмотрим эти стадии поподробней.

Первые миросозерцания по Фрейду были анимистические. Анимизмом называется учение о представлении о душе, широком смысле - о духовных существах вообще. Разновидность анимизма - аниматизм, учение об одушевленности всей природы. В каждом предмете скрыта своя душа. Эти души являются носителями душевной деятельности и не зависят от тел. Мир населен огромным количество духов, благосклонных или недружественных нам. Большинство авторов отмечают, что духи соответствуют только душам ставшим самостоятельными, а души животных, растений и предметов аналогичны человеческим. Полагают, что такой дуализм выработался под влиянием феноменов сновидений и очень похожей на них смерти, в попытках объяснить эти феномены.

“Для примитивного человека продолжение жизни - бессмертие - является чем-то само собой разумеющимся. Представление о смерти возникает позже и очень постепенно. Оно и для нас является чем-то бессодержательным и невоплотимым” [8, с.98].

Анимизм, как философская система, объясняет мир как единую общность. В этом содержатся предпосылки к религиозному мышлению.

Наряду с анимизмом, как мы упоминали ранее, существует явление тотемизма. Животное - тотем считается предком соответствующей группы. Тотемизм, непременная фаза культуры всех народов и понимание его происхождения очень важно для нас. З.Фрейд, говоря о необходимости комплексного подхода к этим проблемам, рассматривает разнообразные номиналистические, социалистические и психологические теории, объясняющие происхождение тотемизма.

Его психоаналитическая интерпретация тотемизма с одной стороны как институт предупреждения экзогамии, и с другой стороны, это амбивалентные чувства к отцу переносимые на суррогат отца.

Здесь З.Фрейд опирается на наблюдения Ч.Дарвина за гориллами. “В группе горилл можно встретить только одного взрослого самца. Когда молодой самец подрастает, то происходит борьба за власть и более сильный становится главой общества, убив или прогнав остальных. Младшие самцы, изгнанные таким образом, скитаются одни, и, когда наконец им удается найти самку, они таким же образом не допускают слишком близкого кровосмесительства среди членов одной и той же семьи” [8, с.148].

З.Фрейд переносит это наблюдение на первобытное человеческое общество. “Повеление: “Да не коснутся самцы самок в моем владении” сопровождается изгнанием молодых сыновей. В дальнейшем это правило стало привычным и приняло “формулировку”: “Не бери в жены никого из местной группы” [8, с.148].

Любопытно, что происхождение фамилии тоже является следствием тотемизма, когда местные группы получали прозвище по именам животных.

“Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением примитивного человека к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого культурного человека отделить резкой чертой свою собственную природу от всякого другого животного” [8, с.149].

На примере маленького Ганса Фрейд обозначает мысль о том, что отождествление с животным помогает человеку справиться со страхом перед отцом, силами природы и т.д. Амбивалентность отношения к отцу заставляет человека с одной стороны ставить его на место тотема, а с другой стороны самому становиться тотемом. Возможно тотем является своеобразным транзиторным объектом, выполняющим функции адаптации.

Одну из центральных ролей в процессах формирования религиозного мировоззрения играет жертва и корни ее в тотемизме.

“Священная мистерия смерти жертвы оправдывается благодаря тому, что только этим путем можно установить священную связь, соединяющую участников между собой и с их богом. Этой связью является не что другое, как жизнь жертвенного животного, скрытая в его мясе и в его крови и при жертвенной трапезе передающаяся всем участникам” [8, с.160].

Жертвоприношение понималось как дар божий, как принесение того, что принадлежит человеку, в собственность богу.

Центральным моментом было убийство жертвы. Затем оплакивание жертвы и таким образом, снятие с себя вины за преступление и затем наступает праздник где дается воля всем влечениям.

“Праздник - это разрешенный, более того - обязательный эксцесс, торжественное нарушение запрещения” [8, с.162].

“Психоанализ открыл нам, что животное - тотем действительно является заменой отца, и этому соответствует противоречие, что обычно запрещается его убивать и что умерщвление его становится праздником, что животное убивают и все же оплакивают его. Амбивалентная направленность чувств, которой и теперь отличается отцовский комплекс у наших детей и часто сохраняется на всю жизнь у взрослых, переносится на замену отца в виде животного - тотема [8, с.163].

Эта мысль вытекает из логического продолжения мысли Ч.Дарвина, согласно которой тиранический отец изгоняет сыновей от самок. З.Фрейд продолжает - сыновья объединяются и убивают отца. То есть братья заключают союз и договариваются об использовании самок. Так возникает мужской союз. Но этот поступок (убийство) не приносит удовлетворение ни одному из совершивших его. Никто из сыновей не смог осуществить первоначальное желание - занять место отца. Здесь возникает сознание вины, совпадающее с раскаянием за напрасную смерть. Мертвый отец стал теперь сильнее чем при жизни. Сыновья “... отменили поступок, объявив недопустимым убийство заместителя отца, тотема и отказались от его плодов, отказавшись от освободившихся женщин. Таким образом из сознания вины сына они создали два основных табу тотемизма, которые должны были совпасть с обоими вытесненными желаниями эдипова комплекса (т.е. убийство и инцест)” [8, с.165].

Отсюда начинаются источники нравственности. Так как впоследствии каждый мог разделить участь отца, то возникает запрещение убивать брата. Место патриархальной орды занял братский клан. Через много времени запрет будет распространяться не только на соплеменников, но на окружающих и будет звучать как “не убий”. Что важно отметить, что человек создает бога по образу своего отца, и личное отношение к богу зависит от отношения к телесному отцу и вместе с ним претерпевает колебания и превращения. Бог, в сущности, является по мнению З.Фрейда превознесенным отцом.

В ходе дальнейшей эволюции религиозного сознания божество возвышается и постепенно очеловечивается отделяясь от своей животной части - тотема. Бог уже сам устанавливает обычай жертвоприношения и убивает руками жреца принесенное ему животное, тем самым облегчая чувство вины оставшихся сыновей. Механизм отрицания преступления проецирует собственные мотивы на бога-отца кладет начало религии, культуре и обществу.

С этими явлениями мы встречаемся в Христианстве уже в модернизированном и усложненном виде. Христос искупая “первородный грех” убийство отца приносит себя в жертву. Обращенные апостолы, пьют и едят его плоть и кровь. Символ тотемической трапезы.

Тотемизм и анимизм два самых древних явления прарелигиозного мировосприятия существуют и поныне в виде шаманизма, неошаманизма, друидизма и традиционных верований северных народов: якутов, эвенков, индейцев и др. Во многом идеи и принципы тотемизма и анимизма проникли во все традиционные мировые религии и в так называемое движение “НЬЮ-ЭЙДЖ”. Новая эра - синкретическое учение ставящее задачей духовное развитие человека. Общим фактором для НЬЮ-ЭЙДЖ философии и традиционного шаманизма является отсутствие единого персонифицированного Бога. Бог воспринимается как могущественный дух, но не единственный. Концепция единого Бога появляется лишь на следующей стадии - религиозной.

1.2 Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”

Подробное исследование становления собственно религиозного сознания З.Фрейд осуществляет на закате своей жизни в последней большой работе под названием “Моисей и монотеизм”. В этой работе З.Фрейд блестяще применяет метод психоанализа к сложнейшей исторической проблеме - кто и кем был Моисей? - духовный вождь еврейского народа. З.Фрейд начинает работу, состоящую из 3-х очерков с гипотезы, что Моисей был египтянином и только вследствие этого факта он смог осуществить операцию по выводу народа томящегося в рабстве Египта в “землю обетованную”. Кроме того Моисей по мнению З.Фрейда был посвященным в доктрину Аменхотепа (IV) или Эхнатона, который поклонялся Единому Богу Вселенной, телом которого было солнце. Эта революционная по тем временам доктрина отрицала царивший политеизм вместе с его магическими составляющими. После развала египетской династии Моисей становится носителем этого знания и посвящает в него избранный им народ. Его завет с богом Яхве есть результат более позднего напластования, в результате которого племенной бог Яхве становится Единым Богом. А потомки выведенные из египетского плена освобождаются от чувства вины за убийство Моисея, которое по логике З.Фрейда имело место. Таково краткое изложение сюжета этой работы. В работе очень много исторических фактов, ссылок, цитат, но в данном исследовании необходимо указать те места, где З.Фрейд говорит о механизме возникновения религиозного мировосприятия. Необходимо отметить, что работа “Моисей и монотеизм” была окончательно написана в 1939 году, то есть после того, как З.Фрейд изложил свою структурную модель психики. Следовательно аппарат анализа строился уже не только на теории драйвов, вытеснений, бессознательного, но и на взаимодействии трех основных структур психики - Эго, Супер-Эго и Ид. В отличие от магического мышления в собственно религиозном мышлении появляется новая фигура - это герой. В 1909 году Отто Ранк выпускает книгу под названием “Миф о рождении героя”. В ней говорится, что все известные высокоразвитые народы еще на ранней стадии развития начали прославлять своих героев, правителей и царей. Истории их жизни, рождения и смерти окутаны фантастическими элементами. Герой является ребенком весьма знатных родителей; обычно сыном царя. Его рождению предшествует пророчества, знамения, стихийные явления. Затем герой, представляющий угрозу отцу-царю изгоняется из царства, где подбирается простолюдинами или зверями, вскармливается ими, обучается проявляя недюженные способности. Вырастая, он возвращается, находит своих знатных родителей весьма разнообразными способами; с одной стороны, он мстит своему отцу, а с другой получает признание у других, и в конце добивается высокого положения и почета. С разнообразными вариациями этот сюжет проигрывается во всех героических эпосах и мифологиях.