Смекни!
smekni.com

Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе (стр. 8 из 9)

2. Регрессия.

Определение: Регрессией называется возврат субъекта к уже пройденным этапам развития (либидинальные стадии, объектные отношения, самоотождествления и пр.).

В “Толковании сновидений” [1] Фрейд ввел понятие регрессии для объяснения сущности сна: сновидные мысли предстают прежде всего в форме чувственных образов, которые преследуют субъекта почти как галлюцинация. В 1914 году З.Фрейд провел в понятии регрессия внутренние разграничения и выделил три ее вида:

а) топическая, обусловленную функционированием психического аппарата;

б) временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;

в) формальную, заменяющую обычные формы выражения и образного представления более примитивными.

Эти три формы регрессии в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психическом вблизи восприятия.

В своей работе “Современники о войне и смерти” (1915 г.) Фрейд говорит: “ Первичные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первичная психика в собственном смысле не уничтожима”. Он повторяет эту мысль о возврате к прошлому, к различным областям - психопатологии, сновидении, истории культуры, биологии и пр.” [17, с.419].

В религиозном мышлении регрессия является очень важным механизмом. В момент, когда реальность угрожает нашей психической и физической целостности мы обращаемся к некой устойчивой форме мыслей или чувств детского возраста. Веря в Бога-отца мы автоматически становимся его детьми, тем самым регрессируя в состояние ребенка. “Будьте, как дети”, говорит Христос в одной из своих проповедей. Вообще, для религиозного переживания регрессия важна, ибо он снимает механизмы Эго-контроля и опытные проповедники знают каким образом добиться этого регресса.

Регрессия используется в гипнотическом внушении; регрессируя человек постепенно утрачивает способность к критическому анализу происходящего, тем самым облегчая проникновение в сознание установок и команд.

В переживаниях мистического транса или экстаза человек может полностью регрессировать в свое детское поведение, вести себя как ребенок и долго оставаться в таком состоянии.

Регрессия происходит в момент молитвы, когда человек умоляет и просит у божества, как у верховного родителя о милости, благах, прощении и т.д.

3. Интеллектуализация (рационализация и морализация).

Определение: Интеллектуализация это процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

Одна из наиболее ясных трактовок принадлежит Анне Фрейд: она трактовала интеллектуализацию у подростка, как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормативный процесс, в ходе которого Эго стремится “овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими...”; по Анне Фрейд, интеллектуализация - это ”...одно из наиболее всеобщих, древних и необходимых достижений человеческого Эго” [19, с.120].

Интеллектуализация встречается в основном в различного рода проповедях, учениях, сектантских направлениях, где люди именующие себя учителями интеллектуализируют свои реальные мотивы или стараются скрыть свои эмоции, выглядеть бесстрастным. Подобная изоляция чувств создает впечатление контроля за чувствами, что автоматически увеличивает значимость такого гуру, переводит его в позицию бога-отца. С интеллектуализацией сходны по своему принципу действия защиты рационализация и морализация.

4. Рационализация. Определение: Процесс посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени.

Любая проповедь включает в себя элементы рационализации часто очень логической построенной на сомнительных посылках и спорных фактах. Особенно сильна рационализация если религиозная доктрина является единственной опорой в жизни человека и величина в общую систему защит. То есть в этих случаях Супер-Эго усиливает защиты Эго.

Рационализация перекладывает то, что человек хочет. На язык разума.

5. Морализация. Определение: Процесс, который направляет желания в область оправданий или моральных обязательств. Там, где рационализатор говорит “спасибо за науку”, морализатор будет настаивать на том, что “жизненные трудности” формируют характер. Пример из истории - Испанская инквизиция, религиозное движение известное своей морализацией агрессии, жадности и жажды всемогущества. На менее серьезном уровне проповедник может оправдать свою деятельность, нуждами страны, необходимостью спасать людей, увеличивать морально нравственное здоровье в обществе и т.д.

6. Аннулирование.

Определение: бессознательная попытка субъекта уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект.

Аннулирование может рассматриваться в качестве естественного приемника всемогущественного контроля. Магическое качество данной защиты выдает ее архаические источники, даже учитывая то обстоятельство, что человека, использующего защитное аннулирование, можно побудить, взывая к его наблюдающему Эго, увидеть смысл того, что выражено в суеверном поведении. Многие религиозные ритуалы имеют аспект аннулирования. Попытки искупления грехов, даже совершенных только в мыслях, можно считать универсальным человеческим импульсом. С возрастом, когда дети становятся способными осознать факт смерти, можно наблюдать целый ряд магических ритуалов, которые несут в себе компонент аннулирования. Детская игра - перешагивание через трещины на тротуаре, чтобы с мамой, идущей сзади, ничего не случилось, - психоаналитически объяснима как аннулирование бессознательного желания смерти матери, которое создает больше страхов, чем до того, как понятие смерти приобрело более зрелое содержание фантазии всемогущества отражаются в скрытом убеждении, проявляющемся в поведении, что враждебные мысли опасны, так как мысль равнозначна поступку [25, с.169]. Система народных примет, календаря, а также распространенных суеверий имеет в своей основе аннулирование, как защитный механизм.

Модное понятие “работа с кармой” у современных оккультистов как система действий, направленных на недопущение нежелательных событий тоже включает в себя аннулирование.

7. Идентификация.

Определение: стремление субъекта походить на значимый для себя объект.

З.Фрейд [9] в 1920 году в работе “По ту сторону принципа удовольствия” предложил различать защитную и незащитную идентификацию - “анаклитическую” идентификацию(от греческого слова, означающего “полагаться на”) - и “идентификацию с агрессором”. Первый тип идентификации мотивируется невыполненным желанием походить на значимого человека (“мамочка великодушна и создает комфорт, и я хочу быть как она”). Второй тип З.Фрейд рассматривал как автоматический, но мотивированный защитным решением проблемы ощущения угрозы со стороны другого человека, обладающего властью (“Я боюсь мамочкиного наказания за мои враждебные импульсы; если я стану как она, ее власть будет внутри, а не вне меня. Происхождение идентификации, как зрелой защиты относится З.Фрейдом к эдипальной ситуации.

В религиозной практике механизм идентификации широко распространен. Начиная с отождествления себя тотемным животным в ранних формах религии и кончая идентификации себя с богом. Например, Я - это Кришна, Я - это Будда в восточных доктринах. Анаклитическая идентификация с духовным учителем жрецом необходимое условие обучения неофита и защита против психических нагрузок, возникающих в ходе освоения учения.

Примером “идентификаций с агрессором” может служить деятельность сатанинских сект и организаций профашистского толка. В них идентифицируясь с разрушительным, негативным, отрицательным образом человек перенимает их силу и сам защищает себя от этих чувств со стороны окружающих.

Идентификация с определенной религиозной группой придает верующему убежденность и уверенность в собственной правоте, в “объективности” существующего учения. Через это человек решает вопрос собственной социальной идентичности. Например, на вопрос кто ты? Он отвечает я - христианин, я - священник, я - буддист (а не я человек или не Иван Иванович).

Религиозная идентификация позволяет верующему рассчитывать на те блага, которые гарантирует та или иная конфессия. Сами по себе эти блага могут служить защитами против различных страхов и тревог.

8. Сублимация.

Определение: Процесс, которым З.Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации З.Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

З.Фрейд рассматривает механизм сублимации в своей работе “Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве” [7, c.176], в которой рассматривает сублимацию сексуальных импульсов художника и отражение их в его творчестве.

В религиозном аспекте сублимация выражается в трансформации сексуальных импульсов, влечении в активность, связанную с отправлением культа и иного религиозного поведения. Экстатические видения святых связанные с запрещением обычного полового акта. При этом их Эго становится сильным и способным к созданию целостности столь характерного для Эго.