Смекни!
smekni.com

Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных (стр. 2 из 5)

Делопроизводство психологической службы ведется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, а также актами ФСИН России.

2.1. Деятельность психологической службы с персоналом УИС

Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию не связанному с изоляцией от общества[1], а также психологического обеспечения деятельности персонала УИС.

В массовом сознании бытует расхожее мнение о том, что в УИС работают люди садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Этот стереотип чаще всего формируется на основе целенаправленного искажения событий в СМИ, влияния ряда детективных произведений, фильмов, взявших на себя роль трансформатора массового пенитенциарного опыта, отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности.

И хотя специально проведенное исследование(Б.Г. Бовин, 1993) установило, что в целом усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов, общественный резонанс привел к необходимости изучение причин нарушений законности в местах лишения свободы пенитенциарными психологами и педагогами (М.Г. Дебольский, А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев и др.).

Было, в частности, выявлено, что причинами противоправных действий сотрудников ИУ служат:

· Несоответствие личностных качеств требованием профессиональной деятельности;

· Слабый профессионализм;

· Эмоциональное несдержанность в ситуациях провокации (оскорбление чести, достоинства и т.п.);

· Влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве;

· Слабая материальная обеспеченность сотрудников;

· Профессиональная деформация персонала.

Последний феномен заслуживает особого внимания. Когда говорят о профессиональной деформации, то имеют в виду изменения и нарушения в личности сотрудников, вызванные специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющее на ее осуществление, результат взаимовлияния специфики служебной деятельности и личностных характеристик.

Деформирующее влияние на личность сотрудников ИУ оказывают, прежде всего, следующие факторы:

· Закрытость исправительных учреждений;

· Идентификация сотрудниками себя с властью, а осужденных – с «невольниками»;

· Тесный контакт с криминогенной средой, особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях;

· Высокая хроническая стрессогенность профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной или физической агрессии со стороны осужденных и высоким уровнем эмоциональности в общении.

Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без необходимости – это крайние формы проявления профессиональной деформации. Исследования, проведенные учеными ВНИИ МВД России, подтверждают, что среди сотрудников пенитенциарных учреждений, имеющих стаж службы более 10 лет, гораздо больше акцентуантов, которым свойственны агрессивность, чем среди молодых сотрудников. Наглядный механизм формирования профессиональной деформации описан в работе «Эксперимент с моделированной тюрьмой», где авторами сделан вывод, что именно социальная роль («надзиратель») меняет психологию и поведение человека. Таким образом, профессиональная деформация-это не просто «пережиток тоталитарной системы» или проявление российского менталитета, а общечеловеческий социально-психологический феномен.

Подтверждением сказанного служит широко известный эксперимент американского психолога С. Милграма (1965год).

Оценивая итоги эксперимента С. Милграм пришел к следующему выводу:

«Если бы в США была создана система лагерей смерти по образцу Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величин»..

В целом эксперимент показал, что даже в полнее благопристойные люди, когда им доверяют общественно значимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно снимая персональную ответственность за последствия своих действий, склонны к проявлению неоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними социальной задачи.

Отмечая реальность действия в исправительных учреждениях данного механизма деформации персонала, Ф. Зимбардо (1974) отмечал, что

Надзиратель тюрьмы – такая же жертва системы, как и заключенный.

Однако какими бы сложными ни были ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние условия, он всегда должен сам принимать решения и нести за них ответственность.

В качестве мер профилактики профессиональной деформации личности могут выступать:

1. профессиональный отбор и профессиональная ориентация сотрудников ИУ;

2. создание компенсирующих условий для расширения социальных связей;

3. создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

4. обеспечение надлежащей системы контроля за деятельностью сотрудников;

5. создание кабинетов психологической подготовки

6. формирования профессионального иммунитета на основе социально-психологического тренинга и пр.

2.2. Гуманность и профессиональная компетентность

психологической службы в УИС

Реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) Минюста России происходит на фоне глубоких социально-экономических изменений в стране. Эти изменения затронули и нравственно-психологическую атмосферу общества, что привело к деформации личностных качеств наших граждан, в том числе и тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы.

Очевидно, что эффективность проведения реформы основывается на осуществлении постоянного учета происходящих в обществе перемен, изучении и прогнозировании основных тенденций развития системы, анализе демографической, уголовно-правовой и психологической характеристик осужденных.

Гуманизация уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, изменение законодательства в этом направлении приводят, с одной стороны, к сокращению численности «тюремного населения», с другой – к ухудшению криминогенного состава осужденных, сосредоточению в местах лишения свободы лишь наиболее опасных преступников.

Особое внимание в настоящее время следует обратить на произошедшие за последние годы разрушение старых стереотипов мышления людей и переосмысление нравственных ориентиров, изменение ценностных ориентаций, проявление нетерпимости, агрессивности, жестокости и других негативных качеств. Наряду с этим увеличивается доля лиц, направляемых в исправительные учреждения (ИУ), имеющих низкий образовательный уровень, без трудовых навыков, теряющих социально полезные связи. И это при том, что в настоящее время в ИУ сосредоточиваются, в основном, лица трудоспособного возраста.

Гуманное отношение к преступникам предполагает коренное изменение проводимой с ними работы на значительно более высокой профессиональной основе. Для этого необходимо глубокое знание личности осужденного, ведущих мотивов его поведения. Иными словами, сотрудникам органов и учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, необходимо иметь представление о том, какими качествами обладает современный осужденный, что именно подлежит психологической и педагогической коррекции в целях обеспечения законопослушного поведения. Сотрудники ИУ должны также представлять те субъективные (личностные) факторы, которые мешают ресоциализации и приводят к рецидивоопасному криминальному поведению.

2.3. Этика пенитенциарного психолога

При выполнении служебных задач сотрудники психологической службы соблюдают нормы профессиональной этики пенитенциарного психолога.

Что же такое «профессиональная этика», что является предметом ее изу­чения? Профессиональная этика изучает систему моральных норм, характер­ных для определенной профессии. Данные нормы складываются на основе ис­торических традиций и особенностей определенной службы.

Термин «профессиональная этика» обычно упот­ребляется по отношению к людям, объектом труда которых является сам чело­век (педагоги, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов, со­трудники уголовно-исполнительной системы). Особые нравственные требова­ния к этим профессиям и готовность выполнять их нередко выражаются в своеобразных нравственных кодексах.

По отношению к сотруднику уголовно-исполнительной системы таковы­ми являются Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федера­ции, «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», гласящий: «Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоко­нравственные нормы поведения...».

Понятия «кодекс», «присяга» подчеркивают обязательность следования нравственным требованиям сотрудниками данной профессии. Поэтому говорят, что профессиональная этика сотрудников УИС отличается своим деонтологическим, т.е. должным, обязательным для исполнения характером (от древне­греческого деон - нужное, должное, 1оgоs - понятие, учение).

Подчеркнем, что в отличие от других профессий, особенностью деятель­ности сотрудников УИС является строгое следование нормативным докумен­там, предписывающим круг служебных обязанностей в определенных ситуаци­ях, включая организацию надзора за осужденными, порядок его осуществления, обязанности должностных лиц, порядок проведения обысков и досмотров, дей­ствия администрации и дежурной смены при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах, вопросы взаимодействия с другими службами учреждения.