Смекни!
smekni.com

Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных (стр. 3 из 5)

Основные требования к профессиональной культуре и нравственности представителей пенитенциарных учреждений содержатся в Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Рос­сийской Федерации, Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положении о службе в органах внутренних дел, Присяге, Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Но ни один документ, ни одна инструкция не могут предусмотреть все возможные ситуации, возникающие в реальной жизни и требующие принятия сотрудником самостоятельного, а иногда единственно верного решения. Имен­но поэтому наряду с узкоспециальными профессиональными знаниями и уме­ниями немаловажная роль принадлежит здесь моральным качествам сотрудни­ка, его совести. Следовательно, эффективная реализация служебных задач зависит не только от знания нормативной базы, профессиональной подготовленности, тре­бовательности руководителей, но, главное, - от уровня нравственности и общей культуры самих специалистов.

Из этого вытекает, что следовать профессиональной этике - это, с одной стороны, строго выполнять в своей деятельности предписания международных и российских нормативно-правовых актов, т.е. следовать закону; и, с другой стороны, всегда и во всем придерживаться общечеловеческих норм взаимоотношений между людьми, общепринятых норм морали.

2.4. Изучение личности осужденного.

Сотрудники психологической службы осуществляют изучение личности осужденных и оказывают им психологическую помощь. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется с их согласия.

В пенитенциарной психологии СССР в 1960-х гг. категория «личность» была недостаточно теоретически разработанной. Психологи придерживались структурного подхода к пониманию личности, и личность понималась как биосоциальное существо. В 1980-90-е годы активное развитие получили идеи ценностно-нормативного подхода к изучению личности преступника, разработанного А.Р. Ратиновым (1980), а также эмпирический подход, основанный на использовании многостороннего изучения личности (16-PF и MMPI), акцентуаций характера у осужденных (В.И. Кашкаров, 1977; В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов, В.Г. Козюля, 1981 и др.). Сегодня все более актуализируется разработка психодиагностических средств, используемых одновременно для диагноза и последующей коррекционной работы с осужденными, в том числе с лицами, имеющими психические аномалии (Л.С. Саблина, 1997; Н.В. Васильева, 1998, И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинова, 2001 и др.). В связи с тем, что среди осужденных возросла доля лиц, имеющих длительные и пожизненные сроки наказания, причем обладающих аддиктивными зависимостями (наркомания, алкоголизм и др.), и ВИЧ-инфекцированных, актуализируется необходимость проведения со стороны пенитенциарных психологов соответствующих дифференциально-сравнительных и социально-психологических исследований.

Значительный вклад в разработку принципов и методики изучения личности и групп осужденных внесли: Ю.А. Алферов, И.П. Башкатов, М.Г. Дебольский, В.Г. Деев, А.Г. Ковалев, В.Ф. Пирожков, В.М. Поздняков, К.К. Платонов, Е.А. Саблина, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков и др. Программы исследования включали две части: методологическую и процедурную. В качестве узловых оснований были обоснованы принципы: 1) активного и целеустремленного изучения; 2) сбора опосредованных психических проявлений личности и групп осужденных; 3) объективности; 4) динамичного подхода к изучению; 5) принцип всесторонности; 6) единства процессов изучения и коррекции личности. В процедурном плане первоначальный этап психодиагностики совпадал с периодом адаптации осужденного; второй этап - с основным этапом отбывания наказания; третий этап включал в себя анализ результатов исследования, их интерпретацию и обобщение.

В практике психологов пенитенциарных учреждений широко применялись программы изучения личности, разработанные К.К. Платоновым, И.П. Башкатовым, В.Ф. Пирожковым, В.Г. Деевым, Л.А. Высотиной, В.Д. Лутанским и другими. В их рамках для диагностики личности и среды осужденных использовались: методы наблюдения и эксперимента, беседы и анализ личного дела, контент-анализ документов, биографический метод, анализ продуктов деятельности, метод независимых характеристик, тесты. В последнее десятилетие на репрезентативных выборках осужденных произведена стандартизация разноплановых тестов: Айзенка, Спилберга, Кэттелла, MMPI, Розенцвейга, Люшера, ТАТ, Равена, Роршаха, Сонди, СЖО, Шмишека и др. (Ю.А. Алферов, Д.А. Арсентьев, И.Б. Бойко, В.П. Голубев, В.Г. Деев, Е.Н. Казакова, Т.В. Калашникова, В.Г. Козюля, А.И. Мокрецов, А.И. Папкин, В.Ф. Пирожков, Ю.В. Славинская, В.В. Яковлев). Опыт их применения показал необходимость использования комплекса указанных методик, а также разработанных пенитенциарными психологами ряда оригинальных методов: пространственно-знаковой социометрии (В.В. Пирожков, 1993); метода социографического изучения неофициальной структуры осужденных (В.Н. Казанцев), метода контактных наблюдений (И.В. Шмаров, А.И. Мокрецов), анализа личных документов (М.Г. Дебольский) и др.

В рамках активно развивающейся в УИС России психологической службы использование методов изучения личности и среды осужденных осуществляется в нескольких направлениях: а) составление психологических характеристик (портретов) осужденных; б) прогноз поведения отдельных (группы) осужденных; в) для психокоррекции поведения осужденных (группы); г) разработка рекомендаций по индивидуализации исправительных воздействий.

Таким образом, личность осужденного - ключевая область пенитенциарно-психологических исследований.

Одним из основных вопросов, который встает при исследовании – чем отличается личность преступника (осужденного) от других граждан, в чем специфика его поведения, что побуждает конкретного человека совершать преступление.

Исходя из имеющегося опыта исследований, нельзя утверждать, что преступное поведение является результатом только лишь негативного влияния среды, окружающего мира, а сам человек ни при чем. То есть, внешние условия не напрямую порождают преступное поведение.

Развиваясь, личность рано или поздно становится самостоятельным и активным фактором, который может избирательно реагировать на воздействия среды. То есть человек начинает выбирать или усваивать только те стимулы, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Человек как личность – это продукт не только средовых воздействий, но и результат собственного развития. Так, два человека, будучи воспитанными в одинаковых условиях, в одной социальной среде могут проявлять себя в общении, поведении, способностях совершенно по-разному.

Таким образом, успешное предупреждение преступлений возможно лишь при комплексном подходе к личности осужденного. С одной стороны, именно личность является носителем причин совершения преступления, основным звеном всего механизма преступного поведения, с другой стороны, необходимо учитывать условия в которых эта личность развивалась, влияние конкретной ситуации[2].

Знание психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия с ними, для достижения целей их исправления. Знание психологии личности помогает определить наиболее целесообразный путь позитивных изменений, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к каждому осужденному.

Изучение личности осужденного способствует профилактике нарушений со стороны отрицательно настроенных осужденных, формированию положительной психологической атмосферы в коллективе осужденных, повышению эффективности деятельности самодеятельных организаций.

Зная прошлое и настоящее осужденных, анализируя их отношение к совершенному преступлению, к наказанию, режиму, администрации колонии, трудовой деятельности, к окружающим людям, психолог прогнозирует поведение осужденного как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

В настоящее время исследования в области пенитенциарной психологии идут в направлении типологизации и изучения отдельных категорий осужденных. В исправительных учреждениях представляет особый интерес изучение вновь прибывших в исправительное учреждение, освобождающихся условно-досрочно, имеющих право передвижения без конвоя, состоящих на профилактическом учете, перемещаемых на строгие или улучшенные условия содержания и др. Каждая из перечисленных групп требует особого внимания и дифференцированного подхода.

Таким образом, если основная цель изучения личности осужденного – подбор индивидуальных эффективных методов психологического воздействия, то основная миссия пенитенциарных психологов – изменить криминальную направленность осужденных, прервать порочный круг преступлений, не допустить повторных правонарушений или, по крайней мере, снизить уровень отрицательного влияния криминальной среды на конкретного человека.

Основная цель, функции и задачи психологической службы

Основной целью деятельности психологической службы является повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики.

Структурные подразделения психологической службы организуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с задачами и функциями, стоящими перед психологической службой, на основе планов, которые утверждаются в установленном порядке начальником органа (учреждения) УИС, в состав которого входит данное подразделение, либо его заместителем, непосредственно курирующим данное направление работы.