Смекни!
smekni.com

Психология и педогогика (стр. 3 из 12)

Американский последователь Вундта Э. Титченер (1867-1927) был основателем и лидером структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией – наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Это диктовалось стремлением «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову (1862-1936), создавшему первый в России психологический институт (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Методы психологии. Каждая наука имеет свой пред­мет и использует определенные ме­тоды, которые позволяют познать за­кономерности изучаемых ею явлений. «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л.Рубинштейн). Система методов объединена на­личием общей методологии науки.

Методология психологии реализуется через методологические принципы психологического исследования и требования к построению исследования: метод должен исходить из представления о предмете науки, отражать его специфику, должен быть объективным, соблюдение генетического принципа, необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

В психологии выделяют четыре группы методов.

I. Организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (мно­гократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный ме­тод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Иссле­дования такого рода позволяют уста­навливать связи и зависимости меж­ду явлениями разного типа, напри­мер, между физиологическим, пси­хологическим и социальным раз­витием личности).

II группа – эмпирические ме­тоды, включающие: наблюдение и самонаблюдение: эксперименталь­ные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), ана­лиз продуктов деятельности, био­графические методы.

III группа – методы обработки данных, включающие: количест­венный (статистический) и качест­венный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане разви­тия с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (устанавли­вает структурные связи между всеми характеристиками личности) ме­тоды.

Методами изучения личности являются наблюдение, анализ ис­тории жизни человека, эксперимент, обобщение независимых харак­теристик и всевозможные тесты. Исследование личности затрудняются наличием системы осознан­ных и неосознанных защитных механизмов, маскирующих подлин­ные качества личности. Из многочисленных тестовых методик наиболее применимы ме­тодики, связанные с комплексным исследованием характерологичес­ких свойств личности.

Диагностические тесты не являются исследовательскими метода­ми, они не открывают каких-либо психических закономерностей, они лишь устанавливают наличие или отсутствие тех или иных личност­ных особенностей у данного человека.

Ряд дополнительных шкал разработан и для обследования лиц с отклоняющимся поведением.

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психи­ческих явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными эксперимен­тальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в пси­хологической науке.

Бихевиоризм. Основоположником данного направления является американский ученый Д. Уотсон (1878-1958). Психология как наука должна зани­маться не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behaveiour – «поведение») заключает­ся в наблюдении над поведением с таким расчетом, что­бы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или ре­зультатом научения – индивидуально приобретенного путем сле­пых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер – последователи Уотсона, – пришли к выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными пере­менными» – знаниями, контролирующим механизмом и др. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетно-решающим уст­ройством ЭВМ, т. е. непсихологически. Тем не менее идеи бихевио­ризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антрополо­гию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология. Возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте ( от нем. «форма») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856-1939). Он предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» – это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или Эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению – Танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» – это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоог­раничения личности. Данный слой психики формируется большей ча­стью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характе­ризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что созда­ет невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов – вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ас­социаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.

3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, а, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо кол­лективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечело­веческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности. Адлер отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между созна­нием и бессознательным. Юнг в своем учении, названном им же ана­литической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков». Связать природу бессознательного ядра психики с социальными условиями жизни человека пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм – реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бес­сознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безо­пасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложив­шиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).