Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы (стр. 15 из 16)

1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность);

2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);

3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.

Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов развивается, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых современным производством к личности специалиста и связанных с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и требований со стороны специалистов к будущему месту работы. Это ожидания, связанные как с самой деятельностью (актуальность, разнообразие, сложность решаемых задач, возможности профессионального роста, актуализации творческих способностей), так и более широкими возможностями работы: общения с коллегами, должностного роста, материальной обеспеченности, улучшения социально- бытовых условий.

Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности начинается при определённом опыте социальной активности, что представляет собой потенциал адаптированности.

Для того, чтобы профессиональная адаптация прошла наиболее удачно, коллектив и сам молодой специалист должны понимать, что его творческие способности нуждаются в дальнейшем, послеинститутском развитии, что специалист, вышедший из Вуза имеет более творческого потенциала, нежели реальной профессиональной компетенции, так как его опыт еще достаточно мал, однако, творческие способности такого специалиста позволяют ему более свежим взглядом оценить происходящую ситуацию.

На наш взгляд, формирование достаточно трезвого взгляда молодого специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих достоинствах, помогающих в процессе профессиональной адаптации, должны закладываться еще в ВУЗе, в частности, в специальных центрах студенческих инициатив, где молодым людям помогают организовывать проекты и принимать в них активное участие.

Центр студенческих инициатив существует в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, единения студенчества университета, развития межфакультетских связей, а также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно полезных инициатив.

Сегодня Центры студенческих инициатив действуют в разных регионах, при разных вузах. Однако их деятельность привязана именно к данному высшему учебному заведению. Она недостаточно обобщена, не служит в полной мере такой важной цели, как межвузовская интеграция. Представляется, что интеграция на уровне совместных социально-культурных проектов может быть реализована именно на базе деятельности Центров студенческих инициатив

Проектная деятельность в социально-культурной сфере отличается разнообразием. Разнообразие это обусловлено в частности тем, что социально-культурная деятельность многопланова и подразумевает занятия в сфере искусства, в области педагогики, в области обмена информацией и т.п.

Развитие творческих способностей в данной сфере невозможно без обеспечения свободного выхода создателей социально-культурных ценностей на потребителей. Такое обеспечение организуется средствами менеджмента в социально-культурной деятельности. При этом от менеджера требуется такая же фантазия и креативность как и от художника или артиста, т.е. создателя социально-культурных ценностей, однако дополненная знаниями в сфере управления.

Представляется, что основа эффективного управления в социально-культурной сфере должна опираться на проектный метод, который используется в первую очередь разработчиками программного обеспечения. Суть этого метода в формировании команды исполнителей, команды проекта, каждый член который является самостоятельной творческой личностью, реализующий свой потенциал в общих интересах в соответствии с общей идеей проекта.

В настоящей работе предлагаются конкретные мероприятия, связанные с расширением и развитием деятельности Центра студенческих инициатив СПбГУКИ. Эти мероприятия дают возможность не только повысить эффективность работы Центра как инструмента адаптации студентов к своей будущей деятельности но и рассматривать и обобщать работу центра как площадки внедрения и испытания инновационных педагогических технологий.


Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. – Минск: БГУ, 1990.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского университета, 1980.

3. Ариарский М.А. Прикладная культурология на службе развития личности // Педагогика. – 2001. - №8.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990.

5. Барышникова Е. Н., Клепач Е. В., Красс Н. А. Речевая культура молодого специалиста. - М.: Флинта, Наука, 2005.

6. Бодалев А.А. Психология личности. – М.: Издательство МГУ, 1988.

7. Бордовская Н.В. Педагогика. – СПб.: Питер, 2004.

8. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994.

9. Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002.

10. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. – М.: Педагогика, 1987.

11. Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2007.

12. Дичев Т. Теория адаптации и здоровья человека. - М.: Новый Центр, 2004

13. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.

14. Журавлев В.Н. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: Педагогика, 1990.

15. Занько Д. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж. - М.: Вершина, 2006

16. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. – СПб.: СПбГУП, 1996.

17. Казаков Е.Л. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. – Киев: Высшая школа, 1990.

18. Карпенко Э., Проблема формирования творческого мышления у студентов //Социология №5, 2007

19. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - СПб.: ПЕР СЭ, 2002.

20. Курейчик В.М., Лебедев Б.К., Лебедев О.К. Поисковая адаптация: теория и практика. - М., 2006.

21. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Адаптация в коллективе, или Как грамотно себя зарекомендовать. - СПб.: Альфа-Пресс, 2006

22. Маслов Е.В.,Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с

23. Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2009

24. Муравьева И.Г., Развитие творческого потенциала студентов через изучение дисциплины "Технологии творческой деятельности", Изд. Трудов Омского педагогического университета. 2007

25. Осницкий А. В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности. - СПб.: Серебряный век, 2004.

26. Профориентация и адаптация персонала. - М.: Кордис и Медиа, 2006.

27. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - М.: Прайм-Еврознак, 2006

28. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - М.: Речь, 2006

29. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. - М.: Наука, 2002

30. Тюкин И. Ю., Терехов В. А. Адаптация в нелинейных динамических системах. - СПб.: ЛКИ, 2008.

31. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

32. Марков, А.П. Основы социально-культурного проектирования: учеб. пособие / А.П Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб.:2001.-344с

33. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, СПб, СПбГУП, 2005

34. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.: Изд. Михайлова, 2002. – 317 с.

35. Муравьёва, Н.Я. Формы и виды финансирования в сфере культуры [Текст] : учебник / Муравьёв, Н.Я. - М.: Юрайт, 2004.-154с

36. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.

37. Периль, Б. В. Фестивальная практика: опыт case-study // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 24-73

38. Рыжкова, З. П. Фестиваль как форма коммуникации: Результаты культурного проекта, поддержанного региональной администрацией // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 6. – С. 88-96.

39. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - Спб.: Лань,2001. - 384с

40. Фатеева С.А., Роль творческого мышления в формировании профессиональных качеств у студентов в образовательном пространстве вуза // Сибирский государственный технологический университет, 2006

41. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи. // Культурологические исследования в Сибири. - Вып.1. - Омск, 2003

42. Хилько Н.Ф., Медиатворчество в контексте субкультурных движений молодежи, Уч. пособие. – М.: Академия, 2003. – 192 с. – С. 124 –127.


[1] Маслов Е.В.,Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с

[2] Цит по : Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – С. 124 – 135.

[3] Там же.

[4] Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – С. 137.