Смекни!
smekni.com

Ролевые игры и социально-психологический тип личности - участника ролевой игры (стр. 13 из 18)

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается желанной целью, определяя таким образом одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности. (4)

2.1.2 Карл Густав Юнг: типы личности

Данная методика ставит целью определить тип личности на основе соционического анализа. Само понятие "тип личности" впервые появилось в работах швейцарского психолога Карла Юнга. Этот человек является родоначальником целой наук34и под названием соционика. В основе ее лежит мысль о том, что поведение человека, сколь бы разнообразно оно не было, вполне логично, неслучайно, а значит поддается классификации. Первая книга по соционике была написана Юнгом в 1921 году. Называлась она "Психологические типы". Это был научный, не рассчитанный на массового читателя труд.

В 1923 году книга была издана на английском языке, и ею заинтересовалась женщина, которая не была психологом по образованию, однако, сама с начала столетия занималась классификацией людей. Эту женщину звали Катрин Бриггс. Она прервала свою работу с стала изучать труд Юнга. В дальнейшем Катрин со своей дочерью Изабель Бриггс Майерс совершенствовала предложенные Юнгом методы исследования и популяризировала открытия. Так появился "Индикатор типов личности Майерс-Бриггс" (MBTI).

Согласно "Индикатору", существует 16 типов личности и четыре темперамента. Они выявляются в людях очень рано и составляют основу нашей индивидуальности, оставаясь неизменными на протяжении всей жизни человека. Все типы личности одинаково ценны.

Сейчас MBTI – один из самых широко используемых психологических инструментов. Он применяется в больших и малых фирмах для выявления предпочтений служащих при приеме на работу, для формирования гармоничных коллективов, для успешного управления персоналом.

Отдельно взятому человеку соционический анализ поможет понять в комплексе свои слабые и сильные стороны, подскажет пути развития слабых и усиления сильных сторон, учитывая при этом необходимость гармоничного развития личности. Его можно рассматривать как составную часть того, что сейчас развивается на западе под названием самоменеджмент – управление собой.

Юнг выделяет две личностные установки — экстраверсию и интроверсию, и четыре базисные функции или типа ориентации — мышление (логику), ощущение (сенсорику), интуицию и чувство (этику). В скобках приведены наименования базисных функций, принятые в соционике. Каждая из этих функций может быть "экстравертной" или "интровертной".

Интроверсия и экстраверсия являются психологическими способами адаптации [6]. В интроверси-и движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру. В экстраверсии интерес направлен во внешний мир. В одном случае сам субъект (внутренняя реальность), а в другом сам объект (предметы или другие люди, внешняя реальность) оказываются изначально более важными. На практике продемонстрировать чисто экстравертную и интровертную установки, как таковые, невозможно; в изолированном виде они не существуют.

К какому типу принадлежит тот или иной человек становится более очевидным благодаря одной из четырех функций, каждая из которых имеет свою собственную область компетентности (существования, действия). Функция мышления относится к процессу когнитивной познавательной мысли, ощущение есть восприятие с помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения или оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (чувствительности к бессознательному содержанию).

Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; ее называют первичной или ведущей, доминирующей. Ведущая функция у каждого человека используется с наибольшей вероятностью, т.е. является функцией "излюбленной".

Рациональные и иррациональные функции. В зависимости от характера ведущей функции различают два класса типов — рациональные и иррациональные. К первым принадлежат мыслящий и чувствующий типы; ко вторым — интуитивный и ощущающий.

Мышление как функция логического различения, очевидно, рационально. Также и чувство (или этика — аналогичный термин в соционике) как способ информирования индивида о ценности тех или иных вещей вполне может быть различительной, а стало быть, рациональной функцией, как и мышление.

Ощущение (или сенсорику) и интуицию называют функциями иррациональными (постигающими, воспринимающими). Каждая есть просто тот или иной способ восприятия чего-либо — ощущение схватывает, сообщает человеку, что нечто есть во внешнем для него мире; интуиция постигает (или, можно сказать, "подхватывает", "подбирает") то, что находится в мире внутреннем. Термин "иррациональный" подразумевает нечто выходящее за рамки рассудочного.

Первичная функция и вспомогательные функции. Как было отмечено выше, одна из четырех функций неизменно оказывается более развитой, чем остальные. Это основная или ведущая функция. Вспомогательная функция всегда такова, что ее природа, рациональная или иррациональная, отличается от ведущей функции. Например, чувство не может быть вторичной функцией, когда доминирует мышление, и наоборот, потому что обе эти функции рациональны. Мышление, если оно желает быть истинным, следуя своему собственному принципу, обязано полностью строго исключить всякое чувство. Поэтому вторичная функция всегда по своей природе отличается от первичной функции, но не антагонистична ей.

Подчиненная функция. Все функции, кроме ведущей, оказываются относительно подчиненными. Во всех случаях имеется одна функция, которая особенно сопротивляется интеграции в сознание, — подчиненная функция, или как ее иногда называют в отличие от других подчиненных функций "четвертая функция". Подчиненная или четвертая функция неизменно оказывается той же самой природы, что и функция ведущая: когда рациональная мыслительная функция наиболее развита, то другая рациональная функция, чувство, будет подчиненной; если доминирует ощущение, то интуиция, другая иррациональная функция, будет четвертой функцией и так далее. Одна из самых больших проблем подчиненной функции заключается в том, что она действует очень медленно в отличие от функции ведущей. Это согласуется с общим опытом: мыслитель регулярно спотыкается о чувственные оценки; практический ощущающий тип легко попадает в колею слепоты к возможностям, "видимым" интуицией; чувствующий тип глух к заключениям, представляемым логическим мышлением; интуит, настроенный на внутренний мир, двигается сквозь скверну конкретной реальности.

Существуют типичные характеристики, связанные с каждой функцией, когда она действует в режиме подчинения. Сверхчувствительность и сильные эмоциональные реакции любого рода — от страстной влюбленности до слепого гнева — являются ясным знаком того, что подчиненная функция, наряду с одним или более комплексами, стала активной. Это, естественно, пробудит множество проблем взаимоотношений. Говоря о возможности развития подчиненной функции, Юнг указывал, что делать это процедуру необходимо постепенно, причем подключив при этом одну из вспомогательных функций. Последнее замечание особенно актуально, его следует учитывать любителям различного рода экспресс-методик в достижении результата' посредством, например, тренинга.

Два типа установки. Экстраверсия и интроверсия обнаруживаются у обоих полов и на всех социальных уровнях. Они не являются предметом сознательного выбора или унаследования, а также результатом образования. Тип установки имеет, по-видимому, случайное распределение. Очевидно, что некоторые индивиды обладают большей приспособляемостью к жизни, однако, от чего это происходит, неизвестно. Юнг полагал наличие возможных физиологических причин, о которых мы пока не имеем точного знания, так как изменение или искажение типа часто оказывает вред физическому благополучию индивида.

Решающим фактором в определении типа установки, как таковой, является не то, что человек делает, а скорее, сама мотивация к действию — само направление, по которому течет энергия человека, течет естественно и привычно: для экстраверта самым интересным и привлекательным является объект, в то время как сам субъект или сама психическая реальность оказываются более важными для интроверта.

Вне зависимости от того, преобладает ли в ком-либо экстравертность или интровертность, существуют неизбежные психологические события-соучастия, связанные с ролью бессознательного.

Роль бессознательного. Большая трудность в определении типов заключается в том, что доминирующая сознательная установка оказывается бессознательно скомпенсированной или сбалансированной своей противоположностью. Строго говоря, не существует показательной "установки бессознательного", есть лишь способы функционирования, которые окрашены бессознательным. И в этом смысле можно говорить о компенсирующей установке в бессознательном.

Вообще, только одна из четырех функций дифференцирована столь достаточно, чтобы ею свободно манипулировала сознательная воля. Другие являются полностью или частично бессознательными, а подчиненная функция — в наибольшей степени. Таким образом, сознательная ориентация мыслительного типа уравновешена бессознательным чувством, и наоборот, в то время как ощущение скомпенсировано интуицией, и так далее. Бессознательные, недифференцированные функции способны искажать личность до такой степени, что внешний наблюдатель может легко ошибиться, приняв один тип за другой.