Смекни!
smekni.com

Самооценка (стр. 6 из 8)

Основываясь на изученном, можно сделать вывод, что основной предпо­сылкой формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании. Два дру­гих чрезвычайно важных фактора — это установка матери на внутреннее принятие ребенка и уровень ее собственной само­оценки. Как правило, более высокая самооценка формируется у первых детей в семье. Самооценка детей от второго брака в среднем ниже. Конфликты между родителями, так же как и затянувшиеся проблемные ситуации, связанные, например, с энурезом, тоже служат сигналом потенциально низкой само­оценки. Существенным фактором, влияющим на формирова­ние самооценки, являются особенности присущего ребенку субъективного восприятия. Данных, подтверждающих важность социальных, классовых или религиозных норм для снижения или повышения самооценки, получено не было.

Безусловная готовность принимать ребенка таким, какой он есть, должна сопровождаться благожелательным, но не чрез­мерно снисходительным отношением к нему. Важно, чтобы дис­циплина была основана на принципах справедливости и на яс­ных и достижимых стандартах поведения, соответствующих возможностям ребенка, и не менее важно, чтобы все это было понятно самому ребенку. Ему должна быть доступна та систе­ма ценностей, приняв которую он получил бы надежные ориен­тиры, позволяющие квалифицировать свои действия как успеш­ные или неуспешные. Характерно, что в семьях с устойчивой структурой у детей более высокий уровень успеш­ности. Если поведение ребенка регулируется знанием общих принципов, а не разрозненными указаниями родителей, у неговозникает уверенность всебе и в своих действиях, необходимая для формирования положительной самооценки.

Строгий внешний контроль способствует форми­рованию у ребенка способности к внутреннему самоконтролю. Когда ребенок усваивает от родителей нормы правильного по­ведения, он получает ориентир, помогающий повысить уровень успешности взаимодействия с родителями и снизить уровень тревожности, обусловленной ожиданием реакции родителей на его поведение. Благодаря этому социальное окружение ребен­ка приобретает в его глазах черты упорядоченности. Он знает, чего можно ожидать от окружающих, у него развивается уве­ренность в том, что он может так или иначе регулировать раз­личные ситуации, связанные со своими социальными контакта­ми. Соответственно низкая самооценка возникает вследствие того, что социальное подкрепление поведения ребенка носит размытый и непоследовательный характер.

Во-вторых, ясно очерченные требования и правила поведе­ния способствуют более четкому формированию у ребенка об­раза Я. Он вынужден признать существование сил, внешних по отношению к нему, то есть мотивов и побуждений других лю­дей. Тем самым он получает возможность еще на ранних эта­пах развития научиться различать желания и реальность, отчет­ливо воспринимать различия между собой и другими лицами.

В-третьих, требования родителей ребенок рассматривает как доказательство родительской заботы о его благополучии. По­этому сказать ребенку: "Делай что хочешь, только не приставай ко мне'', означает дать ему понять, что он не стоит того, чтобы о нем заботились.

2.2. Социальные факторы.

Как уже было сказано выше, общая самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Но существуют также и частные самооценки, которые ситуативны и способны колебаться. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д.

1. Влияние социума в дошкольном возрасте.

Социальное окружение неполноценно удовлетворяет потребности детей, значимые для становления адекватной самооценки в дошкольном возрасте, что в свою очередь оказывает негативное влияние на формирование внутренней позиции ребенка. Так, в частности, оценочная система, существующая в ближайшем окружении ребенка (в семье, детском саду) и рассматриваемая психологами как фактор социальной детерминации его личностного развития, не отвечает ряду психолого-педагогических требований. Во-первых, не учитывается ряд индивидуальных и возрастных различий потребности ребенка в получении внешней оценки; во-вторых, не соответствует смыслу и значимости педагогической оценки, обеспечивающей при ее грамотном использовании адекватное развитие разнообразных сфер личности ребенка — эмоциональной, интеллектуальной, нравственной, мотивационной и др. Полноценное осуществление социокультурного развития не достигается вследствие снижения приоритета социокультурных образцов и наличия в социальном окружении ребенка искаженной системы эталонных представлений.

2. Положение семьи в обществе.

Если самооценка человека определяется мнением о нем других людей, то есть основания ожидать, что у представителей выс­ших классов она будет максимальной. Положение, занимаемое в обществе молодыми людь­ми, основано не на их собственных достижениях, а на социаль­ном статусе родителей. Поэтому вполне возможно, что в юношеском возрасте ощущение собственной ценности определя­ется скорее мнениями родственников, друзей, соседей, чем обще­ственным престижем как таковым.

Дети из высших слоев общества в среднем более склонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к низшим классам.

В семьях, принадле­жащих к высшим слоям общества, родители иначе ведут себя по отношению к сыновьям и руководствуются при этом иными ценностями, чем родители из низших классов. По отношению кдочерям разница гораздо менее ощутима. Эти различия в пове­дении и ценностных установках родителей коррелируют с уров­нем самооценки детей.В семьях, принадлежащих к среднему классу, сыновья пользуются большей психологической поддержкой отца, чем в рабочих семьях. Дочери в обоих классах могут рассчи­тывать на такую поддержку отца приблизительно в одинако­вой степени. Испытуемые, которые описывают свои взаимоотношения с отцом как близкие, имеют более высокую самооценку и более стабильный образ Я, чем те, которые сообщают о конф­ликтном, отчужденном характере этих взаимоотношений. Это позволяет предположить, что одна из причин высокой само­оценки у детей — близкие отношения ребенка с отцом, то есть, что важную роль в формировании самооценки играет структу­ра семейных отношений.

3. Влияние неудачи.

Снижение общей самооценки под влиянием экспе­риментальной неудачи сопровождается у некоторых испытуемых появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уров­ня самооценки других качеств. По некоторым данным, повы­шение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи.

По мнению американского психолога Рут Уайли, которая крити­чески проанализировала существующие эмпирические иссле­дования, наличие или отсутствие сдвигов в самооценке под вли­янием экспериментальной неудачи может зависеть от целого ряда моментов: личностных особенностей испытуемого, напри­мер, общего уровня самоуважения и тревожности; специфичес­ких качеств, которые подверглись обесценению в эксперименте; того, как испытуемый оценивает источник информации о своем поражении пли успехе и насколько он доверяет этому источни­ку. Уайли пришла к выводу, что в большинстве случаев "испытуемый руководствуется не только желанием самоутвержде­ния, но и объективными соображениями. Ухудшение показате­лей деятельности и рост тревожности в связи с эксперимен­тальной неудачей может быть больше у испытуемых с низким общим уровнем самоуважения". Иначе говоря, любая экспериментальная или жизненная ситуация переживается и оценивается субъектом в свете своего долгосрочного опыта, включая и его прошлое самоуважение. Человек с пониженным самоуважением будет переживать любую частную неудачу глубже тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе [11].

4. Принципы «самости», влияющие на самооценку.

Принцип интериоризации чужих оценок – теория отражённого, зеркально «Я» (концепция Кули и Мида). Представ­ление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это коллективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений само­оценка повышается, неблагоприятных - снижается. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым, причем заодно с глав­ными самооценками сплошь и рядом изменяются и такие, кото­рые непосредственно оценка окружающих не затрагивала. На­пример, у человека, получающею от имени группы завышенные оценки, с течением времени повышается общий уровень притя­заний, выходящий за пределы тех качеств, которые были отме­чены как положительные.

Изменения, под влиянием внешних оценок, "образа Я", как и социаль­но-нравственных установок, более значительны, если испытуе­мый думает, что значимые для него лица (например, товарищи по работе) единодушны в оценке его качеств или поведения, чем в тех случаях, когда их мнения расходятся. Наконец, разные люди неодинаково чувствительны и восприимчивы к чу­жим мнениям, начиная от полного безразличия и кончая пол­ной перестройкой собственной "самости" в соответствии с же­ланиями других. Психологическая сложность интериоризации хорошо иллю­стрируется экспериментально. Членам нескольких малень­ких производственных групп (пять-семь человек в каждой) предложили оценить организаторские и деловые качества каж­дого, включая себя, и предсказать, как оценят его по этому каче­ству остальные. Сравнению подверглись три показателя: само­оценка; объективная групповая оценка, полученная путем ус­реднения оценок, данных индивиду его товарищами по работе; предполагаемая групповая оценка. Выяснилось, что люди с высокой самооценкой получили более высокую групповую оцен­ку, чем люди с низкой самооценкой; предполагаемая и объективная групповая оценки также оказались связанными. Однако совпадение самооценок и предполагаемых оценок оказалось выше, чем самооценок и объективных групповых оценок. Толь­ко 40% лиц с высокой самооценкой получили высокую группо­вую оценку, и только 26% лиц со средней самооценкой получили среднюю групповую оценку. По шкале деловых качеств боль­ше половины лиц с высокой самооценкой получили низкую груп­повую оценку.