Смекни!
smekni.com

Соотношение осознаваемого уровня агрессивности с неосознаваемым уровнем у подростков (стр. 2 из 6)

Дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.[4]

Стиль семейного руководства

Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимися агрессивным поведением. Эрон и другие обнаружили, что дети, подвергшиеся строгим наказаниям, характеризовались своими сверстниками как более агрессивными.

Паттерсон и его коллеги обнаружили, что два параметра семейного руководства – контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребенка в полицию. При этом сыновья родителей, которые не следили за их поведением и были последовательны в наказаниях, как правило, вели себя асоциально.

С детской агрессивностью связаны: 1) негативизм матери – враждебность, отчужденность, безразличие ребенка; 2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи; 3) применение родителями силовых дисциплинарных методов – физических наказаний, угроз, скандалов; 4) темперамент ребенка – уровень активности и вспыльчивость.[5]

1.2 Агрессивность и взаимодействие со сверстниками

Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление).

Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык «самых неприятных». Такие дети демонстрируют агрессивное поведение такое, как вербальное (угрозы, ругательства), физическое (удары, пинки), вызывающие неприязнь.[6]

Одно из классических открытий социальной психологии – то, что на людей зачастую сильно влияют поступки или слова окружающих. Такое обучающее поведение играет важную роль в объяснениях воздействий примеров насильственного поведения.

Индивидуум, наблюдающий агрессивное действие других, зачастую может кардинально пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения подобного поведения, рассуждая, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то, значит, и ему позволительно то же самое. Этот эффект снятия запретов может увеличить вероятность проявления агрессивных действий со стороны наблюдателя, более того, постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и признакам чужой боли.

И, наконец, люди часто наблюдающие насилие, склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним.[7]

1.3 Влияние телевидения и СМИ на усвоение агрессивного поведения

Просмотрев сетку вещания, было обнаружено, что две из каждых трех программ содержат сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозой избиения или убийства»). К чему это ведет? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применением насилия.

Подготавливает ли телепоказ криминальных сюжетов к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещенно участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя гипотеза, являясь вариацией катарсиса, утверждает, что просматривание драмы, содержащей насилие, помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения.[8]

Катарсис (эмоциональная разрядка). Согласно этой теории агрессивное побуждение ослабляется, когда индивидуум «высвобождает» агрессивную энергию либо посредством агрессивного действия, либо за счет проигрывания воображаемой агрессии.[9]

С начала эры телевидения количество преступлений, связанных с насилием, стало увеличиваться в несколько раз быстрее, чем численность населения. Защитники же утверждают, что эпидемия насилия является результатом действия многих факторов. Споры продолжаются до сих пор.

Взаимосвязь между просмотром телевизионных программ и поведением

Чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постепенно обнаруживается в различных странах.

Итак, можно ли сделать вывод, что телевидение дает обильную пищу для агрессии?

Изучая мальчиков, исследователи сделали вывод, что в отличие от тех из них, кто смотрел незначительное количество передач, содержащих сцены жестокости, смотревшие их в большем количестве совершали почти в половину больше правонарушений в течение последних шести месяцев. Это дало основание полагать, что у «заядлых» отклонение в поведении действительно происходит благодаря телевидению.

Ирон и Хьюсман обнаружили, что тридцатилетние мужчины, которые в детском возрасте смотрели много «крутых» телепередач, с большей вероятностью совершали серьезные преступления.

Но и это еще не все. Везде и всегда с появлением телевидения возрастает количество убийств.

Заключение некоторых исследователей таково: просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены тесно связан с антисоциальным поведением. Это влияние является не очень сильным; фактически иногда оно настолько умеренное, что некоторые критики сомневаются в его существовании. Более того, агрессия в экспериментах скорее находится на уровне толкания друг друга, оскорбительного замечания. Но нельзя не прийти к выводу, что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия. Скорее речь идет о том, что телевидение является одной из причин.

Проведенные опросы среди подростков, взрослых показали, что «заядлые» зрители (четыре часа в день и более) чаще, чем балующиеся (два часа и менее), преувеличивали степень насилия, существующего в окружающем мире, и опасались, что на них будет совершенно нападение.[10]

Но статистическое исследование, проведенное Л. Берковицем, дает не столь оптимистические выводы. В связи насилия и СМИ, Берковиц говорит об особом виде преступлений – преступлениях-имитациях. Подобные преступления не относятся к разряду крайне редких и случаются с определенной регулярностью, хотя нельзя говорить об их неизбежности. Берковиц и коллеги выяснили, что сенсационные акты насилия, показанные в СМИ, приводят к витку жестоких преступлений в масштабах страны. Похожее дело обстоит и с показом суицидов знаменитостей.

Заразность сцен агрессии, показанных в СМИ, имеет одно важное условие. Каждый случай применения насилия не обязательно приводит к незамедлительному росту числа убийств и копированию поведения. Эффектно обставленный акт насилия может и не побудить других действовать агрессивно, если в новостях рассказывается, что преступники понесли наказание за свои злодеяния. Интересным примером здесь является исследование Филипсом профессиональных боксерских боев. Боксерские бои за чемпионский титул — хороший пример ненаказуемых агрессивных столкновений, санкционированных обществом. Филипс предположил, что такие спортивные события в действительности могут привести к увеличению жестоких преступлений. Таким образом, спортивные соревнования призваны развлекать аудиторию, и какая-то часть людей действительно получает удовольствие, следя за ними. Но если признать результаты, полученные Филипсом, значит, встречаются люди, которые, по-видимому, действительно черпают жестокие идеи из ТВ и газет, сообщающих об агрессивных поединках, а кое-кто из таких людей даже воплощает свои мысли в насильственных действиях.[11]

Но также известно, что у людей, наблюдающих сцены насилия, не возникнут агрессивные мысли и склонности, если они не интерпретируют увиденные действия как агрессивные. Иными словами, агрессия активизируется, если зрители изначально думают, что видят людей, намеренно пытающихся ранить или убить друг друга.

Что касается длительных эффектов от увиденного насилия, то фильмы со сценами насилия могут оказывать временное влияние на представления детей об окружающих. Увидев агрессию на экране, многие из них думают, что их сверстники тоже способны действовать агрессивно в конфликтной ситуации. Частые показы зла и насилия по телевидению “культивируют” у детей устойчивое впечатление о мире как ненадежном, злом и опасном. Помимо передачи идеи о сути окружающего мира, телевидение может научить восприимчивую молодежь тому, как следует действовать в этой угрожающей среде.[12]

Таким образом, изображение насилия и даже информация о нем в новостях увеличивает вероятность того, что аудитория СМИ, взрослые и дети, будут также вести себя агрессивно. Это влияние не является незначительным, тем более, если учесть, что медиа-аудитория насчитывает несколько миллионов человек.

Огромную аудиторию насчитывает интернет, и дела с ним обстоят несколько сложнее. Во-первых, он содержит сцены более изощренного насилия, подчас абсолютно реального, а не постановочного. Во-вторых, он не имеет тех рамок прайм-тайма, которыми оперирует телевидение. Интернет, как известно, предлагает доступ к своим ресурсам круглые сутки. В-третьих, сцены насилия, найденные ребенком в интернете, могут с большей вероятностью спровоцировать имитацию агрессивного поведения. Здесь следует учитывать, что ребенок может увидеть реальные кадры ненаказуемого проявления жестокости своих сверстников, которые не могут быть транслированы по телевидению.