Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ концепций Ф.Е.Василюка и З.Фрейда (стр. 3 из 4)

Можно выделить несколько вариантов этого подтипа переживания в зависимости от масштабов этих изменений и от того, происходит ли наряду с мотивационными преобразованиями содержательная перестройка ценностей субъекта или нет.

В другом случае, если мир объективно препятствует реализации доминирующих, смыслообразующих ценностей, задачей ценностного переживания может стать выбор и утверждение новой смыслообразующей ценности. Аналогичная работа проходит, если существовавшая прежняя система ценностей дискредитирует себя опытом прошлой жизни. Тогда задача переживания заключается в построении новой ценностной системы, которая бы придавала внутреннюю цельность и смысл бытию.

В случае горя, вызванного утратой, ценностное переживание помогает перевести утраченные отношения в сферу идеального, эстетического.

Развитие ценностной системы особенно интенсивно протекает в периоды значимых для личности выборов и решений, делая их содержанием истории жизни. Прототипом ценностного переживания является нравственное поведение: существует такой слой, срез или измерение человеческого существования, в котором жизнь сводится к сознанию, материя жизнедеятельности — трудность мира — выносится за скобки и человек действует в условиях как бы легкого мира. Именно эта плоскость и была выявлена и рассмотрена с психологической точки зрения в третьем типе типологии.

ТИП 4: ВНУТРЕННЕ СЛОЖНЫЙ И ВНЕШНЕ ТРУДНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР

В четвертом типе жизненного мира деятельность субъекта осложнена и внутренними колебаниями (знакомая по прошлому случаю борьба мотивов), и внешними трудностями, которые могут тормозить реализацию выбранного действия, соблазняя субъекта бросить это нелегкое дело, пересмотреть сделанный выбор, и переключиться на другое, более легкое действие, мотив.

Внутренней необходимостью для человека в данном случае является реализация своего жизненного замысла, того, что им ощущается как дело жизни, призвание.

Основным новообразованием, помогающим справиться с трудным и сложным миром, является воля. Одна из основных функций воли состоит в том, чтобы не дать борьбе мотивов остановить или отклонить активность субъекта.

Воля служит не одной какой-либо деятельности, а строительству всей жизни. Ее назначение состоит в воплощении замысла человека о себе, о своей жизни, воплощении жизненного творчества. Воля постоянно следит за возникающими в ситуации внешними и внутренними возможностями и требованиями, оценивает их.

Для волевого поведения характерно осознанное соотнесение реализуемой деятельности (ситуативного) со всем замыслами, целями, планами, намерениями, обязательствами, ожиданиями личности, тем, что не входит в данную пространственно-временную ситуацию (надситуативным).

Специфической критической ситуаций для данного мира является кризис, когда реализация своего жизненного замысла становится для человека невозможной.

Характерный для данной ситуации вид переживания называется творческим переживанием. Творческое переживание является работой по самосозиданию, самостроительству. Оно восстанавливает утраченную возможность жить и действовать.

В ситуации, когда невозможными стали лишь прежние формы реализации жизненного замысла, в процессе творческого переживания человек проясняет для себя внутреннюю суть своего жизненного замысла и ищет новые формы практической реализации своих идеальных ценностей, оформляя новый конкретный жизненный замысел.

Возможны ситуации, когда опыт осуществления человеком своего жизненного замысла полностью дискредитирует и сам замысел, и ценностную систему личности, на которой он был основан. Тут работа творческого переживания включает в себя и создание новой системы ценностей, и создание новой целостности своей истории жизни и нового образа себя, и в искоренении всего связанного с прежними, отвергнутыми ценностями, и, наконец, в чувственно-практическом воплощении нового идеала.

Обобщая вопрос об отношении субъекта к реальности в случае разных типов переживания, Ф.Е.Василюк делает следующие заключения.

Гедонистическое переживание игнорирует реальность, искажает и отрицает ее, формируя иллюзию удовлетворенности и сохранности нарушенного содержания жизни.

Реалистическое переживание принимает реальность как она есть, приноравливая к ней динамику и содержание потребностей субъекта.

Ценностное переживание пытается обезоружить реальность идеальными процедурами, превращая его в предмет интерпретации и оценки. Совершившееся событие лишь идеально преображается ценностным сознанием.

Творческое переживание отличается чувственно-практическим отношением к реальности.

В реальной жизненной ситуации человек может использовать разные виды переживания или какие-либо их комбинации. Использование разных видов переживания в одной ситуации приведет, соответственно, к разным результатам.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ. Следует с самого начала сказать, что любая теория личности была создана не для того, чтобы быть подвергнутой критике. Каждая теория имеет свое право на существование и никто не знает, какая из них единственно правильна, а какая более близка к правде. Неясно, по каким законам личность развивается, быть может, прав Василюк, может, Фрейд, но вполне вероятно, что ни одна теория личности полностью не близка к правильному ответу. Переживание в каком бы виде оно ни представало в различных концепциях, – в виде ли психологической защиты, компенсации или совладания, редко рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью, оно считается всеми авторами процессом, в том или ином виде подчиняющимся целевой детерминации.

Фрейд утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов:

"Оно" (Ид), "Я" (Эго) и "Сверх-Я" (Суперэго). "Оно" – наиболее

примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений".

Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины,укоров совести.

Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сумблимация.

Личность, по Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, т.е. достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка - это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от дефекации, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной или сексуальной энергии.

Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии - это стадии психического генеза в течение жизни. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.

Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологии.

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера - нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство

У Ф.Е Василюка имеется очень четкая классификация жизненных миров по определенным обозначенным критериям, миры рассматриваются с разных сторон; приводятся примеры, в которых ясно описаны проявления того или иного мира в жизни, их положительные и отрицательные стороны, причем Василюк на первый взгляд выделяет «хорошие» и «плохие» миры, то есть те, которые способны помочь личности в саморазвитии, более ярком восприятии окружающего мира, достижении своих целей и взаимодействии с окружающими людьми и соответственно те, которые препятствуют этому, (если доминантой процесса переживания является принцип удовольствия, переживание, даже в случае успеха, может привести к регрессу личности. Принцип реальности в лучшем случае удерживает личность от деградации. Только ценностное и творческое переживание превращают критические ситуации из разрушительных событий жизни в точки ее духовного роста и совершенствования. В свою очередь творческое переживание может на различных стадиях своего процесса использовать принципы удовольствия, реальности и ценности, соответствующие разным типам критических ситуаций, описанным в начале главы), но на самом деле это не совсем так, потому что существуют ситуации, для которых оптимально использование определенного вида переживания.

Василюк подчеркивает, что в реальной жизненной ситуации человек может использовать разные виды переживания или какие-либо их комбинации. Использование разных видов переживания в одной ситуации приведет, соответственно, к разным результатам, то есть отсутствует некий собирательный образ общечеловеческих добродетелей.